О ТОМ, ЧТО У БОГА ЕСТЬ ТРИ ДОМА: ЧЕЛОВЕК, ХРАМ, ВСЕЛЕННАЯ

 

На христианском уроке в первом классе у совсем маленьких шести- и семилетних детей я нарисовала на доске три картинки: человека, храм, а третья картинка - композиция, в которой были ветка, птица, солнце, - изобража­ла видимый материальный мир. И дети легко догадались, что нарисованы три дома, в которых живет Бог. Человек - дом Божий, Храм - дом Божий, Вселенная - дом Божий. (Вообще, в этом чудесном возрасте: пять, шесть, семь лет - детям с одного намека открываются высокие духов­ные знания, которые часто недоступны взрослым.) Недаром ска­зано в Святом Писании: "Бог утаил от мудрых и открыл младенцам".

Да, как бы удивительно не по­казалось это на первый взгляд, у человека, у храма и у вселенной одно назначение - быть местом пребывания Бога, Его обителью. Причем находится во всех этих домах Бог одновременно, Весь сразу целиком, а не частями. Не покидает один дом, чтобы войти в другой, а сразу пребывает и в людях, и в храмах, и в каждой точке космоса.

И вот стоит храм на холме под бесконечно высоким небом и похож он издалека на молящегося человека: человек тянется к Богу верой, любовью, молитвенными словами, а храм устремлен ввысь своими стройными, парящими линиями, формами, горящим жаром купола. Оказывается, человек и храм не только имеют оди­наковое назначение, но они и сходны друг с другом. Не случайно древний русский храм снаружи строг, прост, лишен всяких украшений, при этом его внутреннее пространство восхищает своим великолепием, богатством... Храм зримо напоминает, каким должно быть человеку, показывает; что внутреннее важнее внешнего.

Как много заботит современного человека внешнее, как многие считают самым главным модную одежду, богатую квартиру, машину. Своей внешней простотой и благородством храм отвергает всю наружную суету и мишуру. Но внутри в храме блестят золотом подсвечники, паникадила, иконостас, зажжены лампады, свечи, навстречу их огонькам из-под купола льются потоки солнечных лучей, в этом свете и торжестве звучит под сводами хра­ма вдохновенное пение. Храм зримо напоминает человеку: "Если ты истинный христианин, то будь скромен, смирен и прост в своем внешнем поведении. И пусть эта внешняя сдержанность целомудренно скрывает в тебе твой прекрасный и богатый внутренний мир". Итак, стены храма похожи на тело человека, а его внутреннее пространство - на человеческую душу.

Но также есть сходство между храмом и Вселенной. Внутри храма, под его высокими сводами, мы ощущаем себя маленькими, как под небом. Внутри купол изображает собой свод Небесный или Вселенную, в каждой точке которой присутствует Бог. Простираясь, этот свод обнимает собой ангелов, праведников, святых в венцах, изображенных на иконах, в настенных росписях.

На этих же росписях есть цветы, травы, птицы, всякое дыхание живое. И всё это, и всех их обнимает Бог Своей любовию, собирает в Своё Царство Вечной Жизни.

Да, внутреннее пространство храма является также образом Рая, образом Вселенной, в которой победили Добро, Любовь, победил Бог.

Видите, внутреннее пространство храма может быть уподоб­лено и человеческой душе, и Царству Божьему во Вселенной. Так значит, и Человек, и Вселенная также подобны друг другу. Человек - это маленький космос, он устроен по тем же законам, что и Вселенная. Может быть, поэтому, полюбив весь мир, человеческая душа способна за­ключить его в себя.

Эта способность необходима человеческой душе в Раю, ведь, чтобы поселившись в Нём, душа могла Рай почувствовать и ему порадоваться, она должна весь Рай, всех Его обитателей принять в себя.

Итак, три дома Божиих: Человек, Храм. Мир - подобны друг другу.