О ЦЕРКВИ ЗЕМНОЙ И ЦЕРКВИ НЕБЕСНОЙ

От первых веков христианства дошло до нас предание о том, как некий человек просил у Бога откровения о вечной жизни праведных людей в раю. И вот, после того как он много молился и постился, ночью в видении явилась ему старица (пожилая женщина), она позвала этого человека за собой. И вот, в видении ему представляется, что он с этой старицей находится в поле. Женщина, поднимая какой-то блестящий жезл, сказала: "Видишь ли большую работу?" Человек, желавший откровений, отвечал: "Госпожа, ничего не вижу." - "Как, неужели не видишь против себя великой башни, которая на водах строится из блестящих квадратных камней?" Действительно, строилась квадратная башня шестью световидными юношами. Мно­гие тысячи других мужчин приносили камни. Камни для постройки доставлялись из водной глубины. Когда юношам подавали камни, то они клали в стену лишь те из них, что были гладки, и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить. Таким образом, здание башни казалось построенным как будто из одного камня. Из прочих камней одни были откладываемы, некоторые были рассекаемы и отбрасываемы далеко от башни, такие камни не годились для здания, потому что некоторые из них были плоховаты, другие с трещинами и выступами. Отброшенные камни скатывались, одни - в пустынное место, другие падали в огонь, иные же, упав близ воды, стремились попасть в нее, но не могли.

Старица сказала человеку, взиравшему на это действие, полное таинственного смысла: "Башня, которую ты видишь строящейся, это Церковь".

Теперь давайте отвлечемся от древнего предания и обратим внимание на то, что у слова "церковь" есть два значения. Во-первых, это слово означает молитвенное здание, в котором собираются верующие люди для того, что­бы участвовать в богослужении. Это привычное значение слова "церковь". Но есть у этого слова и еще одно важное значение: церковь - это сами верующие люди, любящие Бога и друг друга и исповедующие одну веру. В данный момент эти люди могут и не находиться в молитвенном здании, они могут трудиться в поле или поехать на экскурсию, могут быть даже в разных местах, но все вместе они - церковь.

Пока христиане живут земной жизнью, стремясь к Богу молитвой, соединяются с Ним в таинствах Крещения, Покаяния, Причастия, трудятся над выполнением Божьих заповедей, они составляют ЦЕРКОВЬ ЗЕМНУЮ. Люди же, достигшие рая, вечной жизни, образуют ЦЕРКОВЬ НЕБЕСНУЮ.

Итак, молитвенное здание строится из камней, а церковь земная и Церковь Небесная строится из людей. "Вы камни живые, устрояйте из себя дом духовный", - пишет христианам апостол Петр.

В здании камни соединяются, связуются в единое целое цементом, в церкви же люди соединяются друг с другом любовью.

Строительство башни, показанное в откровении, символически, таинственно, изображает создание в вечном духовном мире райского общества спасенных праведных людей, создание Небесной Церкви.

Почему же стены башни делались такими ровными, прочными, монолитными, как будто вытесанными из одного камня? Потому, что Бог задумал нас всех, все человечество, как единого, большого общего Человека с единым сердцем, его большая общая жизнь складывается из множества переплетен ных и взаимодействующих индивидуальных человеческих жизней. (Адам - это не только первый человек, но это и все человечество, все мы). Бог создал людей для того, чтобы мы любили друг друга так сильно, чтобы каждый чувствовал всех и понимал всех, как самого себя. Таким образом все многообразное человечество при том, что каждая личность оставалась бы неповторимой, и было бы единым человеком.

Но, по своей воле выбрав грех, человечество позволило дьяволу разделить, раздробить себя. Мы разделены эгоизмом, гордыней, завистью, злобой. Ссоры, язвительность, укоры, скандалы, обманы, драки как трещины разбегаются по телу человечества, которое должно быть единым. Грехи и страсти подобны болезням, которые изнутри раздирают организм, порождают в человечестве множество конфликтов, противоборств.

Душа каждого земного человека подобна камню, поверхность которого усеяна шипами, эти шипы и есть наши грехи, наши страсти, они не дают людям сблизиться, монолитно соединиться в любви, понимании, общении.

Люди верующие, посещающие церковь, также не свободны от грехов. Они также отталкиваются друг от друга шипами тщеславия, гордыни, между ними также пробегают трещины несогласия, вражды, споров. Но ЗЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ - МЕСТО ОБТОЧКИ, ОГРАНКИ И ШЛИФОВКИ ЖИВЫХ КАМНЕЙ. Шипы страстей и грехов удаляются в таинстве Покаяния. В общении друг с другом, стремясь выполнить заповеди Христовы, христиане учатся любить, прощать, терпеть, смиряться, понимать друг друга. И, таким образом, постепенно стачиваются выступы и шипы, мешающие соединению в Небесной Церкви.

Итак, церковь земная служит для того, чтобы готовить "живые камни" - людей - для спасения для Церкви Небесной.

В раю человеческая душа приобретет светлое, праведное состояние, первоначально задуманное Богом. И такие души составят единого соборного Человека, Человека нераздельного, ибо так сильна любовь райских людей друг к другу, но и Человека неслиянного, потому что каждый человек останется особенным, неповторимым. А помните, про Бога Пресвятую Троицу сказано в учении православной Церкви, что Троица нераздельна и неслиянна. И вот большой соборный Человек, Небесная Церковь, то есть все райские люди, приобретают эти черты: нераздельность и неслиянность, и, таким образом, общему Человеку возвращается богоподобие, с которым люди были созданы и которое они утратили, впав в грех. Оказывается, что весь тысячелетний, многотрудный путь человечества на земле и нужен, чтобы вернуться к своему первому состоянию. Ведь назначение одного человека - быть домом Божиим, а цель и смысл жизни в том, что бы в его едином большом сердце обитал Бог. Вот и получается, что смысл жизни на земле всего человечества в том, чтобы строилась Небесная Церковь, соборный Человек, который станет большой Божьей обителью.

Обратите внимание: камни для башни доставали из воды. Это означает таинство Крещения, без него невозможно войти в вечную жизнь Но и те из камней, что вынуты из воды, не все были взяты в стену, многие из камнейбыли отброшены. И не всякий крещеный, посещающий церковь человек, войдет в Небесную Церковь. Часто приходится слышать: "И что толку ходить в Церковь? Вот бабушка со службы идет, а села в автобус - толкается, шумит, ссорится!"

Что ж, возможно, этот камень, который будет отброшен, и не войдет в Небесную Церковь. Но тем не менее, соединение с истинной церковью на земле в таинствах, особенно же в таинствах Крещения Покаяния, Причастия, является необходимым условием вхождения в жизнь вечную. Но, конечно, необходимо также, чтобы в этих таинствах, также и в молитвах и в отношениях с людьми происходило сознательное преобразование человеческой души из пропитанной страстями, смертью в наполненную светом, истиной, жизнью. Отбрасываются те, кто выполнял формальную сторону, но не пожелал расстаться с выступами, шипами своей души. Каждому из нас не надо указывать на других, а необходимо задуматься: "Буду ли я взят в это святое единство общей радости, любви или буду отброшен в огонь вечный?"