<> О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ, НЕ ЗАДУМЫВАЮЩИЕСЯ

О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ, НЕ ЗАДУМЫВАЮЩИЕСЯ О ВЕЧНОЙ УЧАСТИ СВОЕЙ ДУШИ, ПОДВЕРГАЮТ СЕБЯ ОПАСНОСТИ

Очень многие люди не выносят разговоров о том, что душа человека бессмертна, что она выходит из умершего тела, тело человека сгнивает в могиле, а душа продолжает свою жизнь в духовном, невещественном, невидимом мире. Многие раздражаются, спешат закончить разговор, а то и грубо обрывают верующего человека, если слышат от него о том, что каждой душе придется в вечности ответить за свою жизнь, прожитую на земле; о том, что каждый человек, каждая душа получает по заслугам: или вечную жизнь и радость в раю, или вечное мучение в аду.

"Да не верю я в это, ничего и слушать об этом не хочу, нет там ничего, снесут на кладбище, черви в могиле съедят, вот и всё!" Много раз мне приходилось сталкиваться с такой нервозной, раздражитель­ной и испуганной реакцией на слова об аде и рае. И сразу приходит в голову, что человек специально избегает этого вопроса, боится своей ответственности пред Богом, боится задумываться о том, ЧТО ждет его после смерти. Такой человек поступает как страус, который, завидев опасность, прячет голову в песок. Вот так: раз страшного не видно, успокою себя тем, будто этого страшного и вообще нет. Но ведь именно в таком поло­жении тот, кто не готов к опасности, наиболее уязвим, потому что ничего не сделал для своей защиты. Никто, даже самый ярый атеист, не может со стопроцентной достоверностью доказать, что ада и рая нет. А если допускается пусть даже самая малая, самая ничтожная вероятность того, что за наши грехи нам угрожает вечное страшное мучение в аду, то не следует ли нам принять все меры, приложить все возможные усилия, выполнить всё, чему учит церковь, чтобы избежать такой страшной участи. По меньшей мере, это следует сделать просто на всякий случай. А вдруг ад и рай всё-таки есть на самом деле!

Ведь на ночь каждый раз мы тщательно запираем дверь своей квартиры, хотя вероятность того, что именно этой ночью в квартиру будет ломиться грабитель, очень невелика. Но всётаки, на всякий случай, пусть дверь будет заперта, мало ли что! Так мы оберегаем свою квартиру. Что же мы так мало заботимся о том, что станет с нашей душой навечно, что же мы так мало любим самих себя? Или сколько прикладываем мы усилий, чтобы обеспечивать себя жильем, одеждой, обувью, пищей, но ведь это всё требуется для коротенькой земной жизни, которая у большинства людей длится меньше ста лет. Так если земную жизнь мы так обустраиваем, так во много-много раз больше силы следует приложить к тому, чтобы светлой, неболезненной была наша вечная жизнь. Интересно пишет об этом д. А. Кураев: "А себя-то мы любим?.. (Люди.- прим. автора) но вопрошают: "Господи, как мне умирать будет?" Нет - мыслят более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность, - проходим". В загробную жизнь, в ад и рай верят не только малограмотные старушки. О своей вере в бессмертие человеческой души свидетельствовали многие крупные учёные. И если те, чьи слова, факты из жизни будут приведены дальше, с их знаниями, с их глубоким пониманием мира были неравнодушны к своей посмертной участи, то, наверное, никому из нас тоже не следует так запросто и беспечно отмахиваться от самого важного вопроса, вопроса о нашем же вечном спасении.

Академики И.П. Павлов, крупнейший физиолог, В.И. Вернадский, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, верили в Бога. И.П. Павлов являлся прихожанином Знаменской Церкви в Петербурге. При том, что он разработал учение о высшей нервной деятельности, он признавал бессмертную душу, которая не исчезает бесследно со смертью тела. Ему принадлежит такое рассуждение: "Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, зависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны (каждая из них!), с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезает бесследно, и составляет ту душу, ту бессмертную душу, которую исповедует христианская вера".

Известный офтальмолог академик В.П. Филатов также был верующим человеком. Исполняя церковные обряды, завершил земной путь с непоколебимой верой в Жизнь Вечную, подготовку к которой он считал смыслом своего существования.

Религиозный поэт Григорий Сковорода пишет: "Если бы жизнь кончалась смертью, то такая жизнь была бы самой смертью".

По словам русского писателя Ф.М. Достоевского: "Без веры в свою душу и в её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо".

А вот - предсмертные слова ученого-физика Притлея: "Теперь я засыпаю, как заснете и вы, но все мы вместе проснемся в своё время для новой жизни и, я уповаю, для нескончаемого блаженства".

Выдающийся ученый астроном Камиль Фламмарион, внесший свой вклад в изучение Марса, Луны, двойных звезд, писал: Только бессмыслие может отвергать существование души, только недомыслие может отрицать её бессмертие. Не говорят ли те самые материалисты, которые не признают души, кото­рые видят в ней отложение мозга, не говорят ли они, и при том весьма основательно, что во всем нашем теле, не исключая и мозга, происходит непрерывная смена веществ, непрестанно обновляющая наше физическое существо? Если бы душа была только произведением мозга, то каким образом было бы возможно, при непрерывной смене веществ в самом мозге, сознание единства личности, не покидающее нас от младенчества до старости?"

Знаменитый ученый Блез Паскаль в своих религиозно-философских работах уделял значительное место вопросам о бессмертии души. Ученый преподаёт такое назидание тем, кто не задумывается о Боге и вечности: "Человек сидит в тюрьме и не знает, какой приговор о нём постановлен. У него ос­тается всего только час времени, чтобы узнать об этом, и если он узнает, что он приговорен к смерти, то этого часа достаточно, чтобы ему выхлопотать отмену этого приговора. Неужели он употребит этот час не на то, чтобы узнать, какое приговор, а на игру в карты? Это было бы ни с чем не сообразно. А между тем так точно поступают люди, не думающие о Боге и о своей участи в вечности, о том, что ожидает их после смерти".