Думаю, что многие из читателей-учителей знают о существовании таких областей христианского, духовного знания как «Богословие» (христианская, догматическая философия), «Ветхий Завет», «Новый Завет», «История Церкви», «Жития Святых». Подобно тому, как в предмете «Русский язык» существуют разделы «Фонетика», «Орфография», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация». И первоначально, при построении программы представляется логичным и желательным работать над разделами в «хронологическом» порядке, изучив один, браться за другой. «Хронологическим» я называю порядок, когда за духовными философскими открытиями, предваряющими понимание многого из того, что встретится в дальнейшем, следуют ветхозаветные темы, доносящие знания о грехопадении людей, зле в мире, ожидании Спасителя. Затем Новый Завет говорит о пришествии Спасителя, о Его Искупительной Жертве, Воскресении из мертвых, о том, как апостолы несли миру преображающую его весть об Исусе Христе.*

Но христианин, взявшийся за дело духовного просвещения на деле испытает и творческий, да и просто рабочий дискомфорт, если в логической очередности будет изучать раздел за разделом, «от» и «до» каждый. Да, рассказу о том, что ради нашего спасения Бог стал Человеком , логически предшествует не только пробуждение душевной тяги к Богу непостижимому, не только беседы о чудесных свойствах Бога, о единстве и неслиянности Бога Сына с Богом Отцом и Святым Духом, но и работа на понимание того, что всему миру и лично каждому слушающему необходимо спасение. Ведь сейчас самое страшное , что мир страшно болен грехом и не понимает того, что болен, не хочет признать своей болезни и не прибегает к Богу – духовному Врачу. Сердце и глаза заплывают жиром комфорта. Поэтому необходим не один урок-пробуждение сочувствия к болям мира, уроки, когда в детском сердце зазвенит боль человека и зверя, когда нет возможности мириться с несправедливостью и жестокостью. Маленький человек, услышав о лисенке Яшке, которого терзают охотничьи собаки, натравленные праздной потешающейся толпой, смахивает вновь и вновь набегающие слезы и предлагает выход за выходом ( написать в газету, добиться закрытия егерского пункта в Мытищах); потом слышит, что таких мест, где потешаются муками животных очень и очень много, но еще больше страдают люди и об этих страданиях говорится не общими фразами, а пронзительными примерами из жизни и литературы. Тогда дети начинают чувствовать, что мир сочится слезами и кровью, корчится от неправды и лжи и всё это исходит из душ, наполненных злом, тогда они понимают, что своим человеческим противостоянием в отдельном месте всего не исправишь. И пережитое готовит их к тому, чтобы не как учебную формулировку, а как самую большую личную радость ребенок принял бы весть, что у мира есть Спаситель, который может умертвить грех в сердцах и тогда некому будет мучить слабых и беззащитных.

Главное же спасение, подаваемое нам чрез Распятие и Воскресение Сына Божия – это спасение от вечного мучения в аду и вхождение в Царствие Небесное. Поэтому логично было бы предварительно дать урок о душе, нужны беседы о том, что свою вечную участь человек собирает в свою душу в течение всей жизни, что только допустив веру в бессмертие, можно найти смысл и цель нашего существования. Уместно здесь же поговорить о том, что ад и рай не сравнимы ни с чем из нашего материального опыта, ни один урок можно посвятить тому, как любовью в Царствие Вечной Жизни собирается Небесная Церковь, восстанавливается соборный человек.

Но раз уж заговорили о зле, опять логично объяснить откуда изначально зло появилось, то есть нужны уроки, как возгордился и пал Денница, потом – уроки, как дух злобы привел ко грехопадению чистых райских людей. Да и говорить об Адаме и Еве надо не просто передавая сюжет, а помогая за библейской символикой разглядеть философские и нравственные истины. Да и в других ветхозаветных сюжетах много ведущего нас ко Христу, символически предсказывающего то, что открывается в Евангелие.

И перечисленное – это далеко не все, что следуя последовательной логике надо было бы открыть детям подготавливая весть о том, как Бог в Человеческой плоти вошел в наш мир и принес Себя в Жертву за наши грехи.

Разговор о Спасителе оказывается отодвинут от начала курса целым рядом философских и ветхозаветных бесед. То есть, при таком построении учитель-христианин заговорит с детьми об Исусе Христе спустя полтора – два года после начала занятий. Нет! Так долго откладывать нельзя. В Исусе Христе наше спасение, всякая проповедь, всякая беседа настолько и имеет цену, насколько помогает слушающим взыскать это спасение во Христе, полюбить Его, уверовать в Него, захотеть в церковных таинствах Крещения, Покаяния, Причастия умереть с Ним, выходя из тления и греха, затем воскреснуть в этих таинствах Его Воскресением в Жизнь Вечную.

Столько сатанинских гнусностей клокочет вокруг, угрожая нашим детям, и им надо поскорее стать воинами Христовыми, получить в руки Христово оружие.

Значит неизбежно нарушение линейной последовательности. Несколько уроков, побуждающих полюбить Бога невидимого Творца и о том, как непостижимый стал близким. Несколько уроков о зле и страданиях мира (спасение от ада и причины зла подробно пока не осмысливаем) и о Искупительной Жертве и о Воскресении Христовом как о победоносном противодействии тому, с чем не может мириться наша совесть; также о том, что Евангелие – Книга, в которой самая главная для всего мира весть. Темы, которые по хронологической линейной последовательности должны бы предшествовать урокам об Исусе Христе разбираются потом.

Вот в этом и отличие богословского предмета от всякого предмета для ума, например, от математики. Если в математике построение программ жесткое, нельзя же умножение изучать раньше сложения, то в христианском предмете части подвижны относительно друг друга и между ними устанавливаются всё новые и новые живые связи и получается живой, взаимосвязанный , внутренне себя объясняющий мир веры.

Как не вспомнить здесь притчу Господа нашего Исуса Христа: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим Его? Оно как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрыться птицы небесные». (Мр., 4: 30-32).

С чего начинается и как разрастается в нашей душе мир веры, Царствия Небесного? У каждого было своё «первое зернышко». И какие эти зерна разные! Царствие Небесное в каждую душу по-особому, по-своему сеется. И разрастается также по-разному. Мало того, что первая живая клеточка у каждого своя, но и далее прирастающие к ней невидимые живые клеточки (мысли, переживания, впечатления, открытия) тоже у каждого человека свои и прирастают к первому зернышку индивидуальным порядком. Путей, последовательностей разрастания Царствия Божия в душе бесконечное множество.

Читателю-коллеге видно, что строя намеченный в содержании книги тематический план преподавания, я беру несколько тем из разных разделов христианского учения. Перечисленными в содержании темами я исчерпываю первый период обучения в курсе (специально не называю ни годом, ни классом, а именно периодом, ведь с христианским предметом можно прийти в разные классы, к разным по возрасту детям, а информация, входящая в перечисленный перечень тем может быть освоена и за год, и за полтора и за два. Торопиться не надо).

Следующий период обучения будет посвящен преимущественно новозаветным темам. В первый период размышляем о целях Боговоплощения. Но подробно еще не останавливаясь на библейском сюжете и церковном православном празднике «Рождество Христово». А ведь Рождеству Христову предшествовало Рождество Его Пречистой Матери, Её введение во Храм, Благовещение Пресвятыя Богородицы, важны также события, связанные с Рождеством Иоанна Предтечи. Каждому из этих событий посвящается специальный урок. Да еще между ними беседы нравственного содержания, ведь от библейских сюжетов проводятся параллели с нашей жизнью, это помогает нам понимать и исправлять самих себя. То есть, то немногое, что было дано из Нового Завета в первый период обучения повторяется на новом уровне во второй период и дополняется другими темами.

ПРИМЕЧАНИЕ: Интересно, что и в светских науках действует принцип, когда на одном уровне обучения берется понемногу из всех разделов, потом на следующем уровне опять совершается движение по этим же разделам. Данное на первом уровне повторяется, закрепляется, дополняясь и обрастая новыми сведениями и связями. Это сходная черта между светским и духовным преподаванием, при том, что по большей части они друг от друга отличаются.

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА НАШЕГО ГОСПОДА. СТРАДАНИЯ И РАСПЯТИЕ ИСУСА ХРИСТА*

Эта тема – самая основная, вершина во всякой проповеди, всяком духовном познании и всяком христианском просвещении. Ведь цель и смысл работы катехизатора, преподавателя православного предмета – не просто передача знания, а открытие слушающим пути, способа Вечного Спасения от ада, конкретное объяснение того, как войти в Вечную Жизнь, в Царствие Небесное. Единственный же, признаваемый христианином, надежный путь перехода из качества в качество, из одного мира, земного, в мир другой, духовный из одного состояния, грешного и темного, в другое, безгрешное, нетленное, – это выход, «умирание со Христом из земного, смертного» и «воскресение вместе с Ним в райское, бессмертное бытие». Спастись можно только Искупительной Жертвой Сына Божия. От того, насколько глубоко, ясно будет принята эта истина сердцем детей, насколько сильно захотят они спасения себе и всем людям, зависит совершат ли они свои собственные, личные действия по соединению с Жертвой Спасителя. Молитва, пост, исполнение Божиих заповедей, Таинства Крещения, Покаяния, Причастия – все это совершается христианином ради соединения со Смертью и Воскресением Сына Божия.

Поэтому как бы ни был построен курс христианского предмета, все темы, логически обеспечивающие восприятие темы «Искупительная Жертва нашего Господа», располагаются вокруг нее как ступени вокруг вершины.

В ходе же самой этой беседы, которая распределяется на несколько встреч, решается несколько важнейших задач. Помочь детям проникнуться трогательностью и правдой евангельского повествования о Страстях, Распятии и Воскресении Сына Божия, помочь им увидеть, почувствовать в этих строках самую большую в мире Божью Любовь к людям – эти задача решается чтением, комментированием учителем отрывков из Евангелия, побуждением детей к вдумыванию, вслушиванию и вчувствованию в читаемое.. Другая задача – объяснить философский смысл Искупительной Жертвы, привести слушающих к душевной ясности, что в терпении страданий Сыном Божиим и в Его Смерти – не бессилие, не поражение, но победа и спасение для всех желающих спастись. Для достижения этой цели учителю необходимо привести простые примеры-подобия, поясняющие, что же такое страдания и смерть ради спасения другого человека, побудить детей к диалогу по поводу этих примеров, к их осмысливанию. Наконец, еще одна цель беседы – донести, что все совершенное Спасителем – не давний исторический факт и не литературный вымысел, а то, от чего действительно зависит будущее каждого из слушающих.

Здесь я не даю полной разработки беседы, продуманной на всех этапах, а предлагаю лишь примеры, произведения, которые могут послужить яркому понятному раскрытию мысли о нашем переходе в Вечную Жизнь путем Смерти и Воскресения Божьего Сына. Каждому из пользующихся этими разработками предстоит из этих фрагментов составить свою полную композицию беседы.

В начале беседы очень уместно чтение двух произведений: «Памятный вечер» (автор неизвестен) и отрывок из книги «Вера маленького мальчика». Внимание к страданиям распятого Богочеловека привлекается не назидательными призывами, а с помощью этих произведений маленькие слушатели становятся свидетелями того, как их сверстников поражают муки Исуса Христа. Понимая происходящее в душах героев произведений, таких же маленьких детей как они сами, ученики вместе с ними сопереживают страданиям Спасителя, прочувствуют Искупительную Жертву.

Учитель читает

ПАМЯТНЫЙ ВЕЧЕР

Ветер бил дождем в окна. На дворе было темно, сыро и холодно. Но в большой, чистой комнате – тепло и уютно. Светло горит лампа на круглом столе перед мягким, большим диваном. Тихо теплится лампада перед распятием, что висит в углу. Распятие старинной работы из слоновой, уже пожелтевшей кости. Ровный свет лампадки пробегает легкими, нежными лучами по всей фигуре и мягким светом освещает голову Распятого. И вся фигура резко отделяется от креста из черного дерева.

– Мама! – говорит шестилетний кудрявый ребенок матери, которая сидит на диване и быстро вяжет длинный теплый шарф. – Мама! Ведь это Христос распят?

- Да, Христос! – и она мельком оглядывается на распятие и снова погружается в свою работу.

- Как же он распят? Расскажи, мама, что значит распят?

- Это значит, что Его прибили гвоздями ко кресту.

- Как прибили гвоздями?

- Так! – Она оставляет работу и берет за ручку ребенка: - приложили Его руки вот так к деревянному кресту, в каждую руку вколотили гвоздь молотком, гвозди пробили руки насквозь и вошли в дерево; потом в каждую ногу тоже вбили по большому гвоздю в дерево; потом крест врыли в землю, и так висел Он на этом кресте целый день, пока не умер.

Ребенок побледнел. Его чуткое, восприимчивое воображение живо нарисовало весь ужас страшно кровавой казни.

- Мама! Ведь Ему было очень больно? – спрашивает он, стараясь не верить своему впечатлению. – Больно – до крови?

- Да! Очень больно.

- Зачем же это с Ним сделали? Разве Он был злой?

- Нет, Он был добрый, очень добрый, - Он был добрее всех людей, которые были и будут когда-либо на земле, потому что Он был не только человек – Он был Бог!

- Зачем же Его так убили?

- Затем, что Он всем желал добра. Он говорил, что Бог, Его Отец, добр и затем послал Его на землю, чтобы все узнали, как Он добр. И Он делал много добрых дел, и много народа ходило постоянно за Ним. А злые завидовали Ему. Он уличал их во лжи, зависти, в злых делах. И вот за все это схватили Его и казнили. Впрочем, Он Сам, желая спасти людей от грехов, желая пострадать за них, добровольно согласился отдаться своим врагам, принять муки, и при том самые ужасные, за всех людей.

- И за это Его убийцам ничего не сделали?! – И на лицо мальчика набежала краска, и слезы засверкали на глазах его… Я бы их всех прибил гвоздями к деревьям – и он сжал маленькие кулаки.

- Зачем же? – говорит мама. – Ты сделал бы очень дурно. Никогда не должно платить злом за зло. Это говорил Он, Христос, и когда Его распяли, как же больно было Ему, но Он, умирая, молился за тех, которые Его распяли, молился, потому что Он любил всех людей – и добрых, и злых…

Мальчик долго смотрел на Распятого, на Его опущенную голову, на страдальческое лицо, на полуоткрытые уста, которые, казалось, шептали молитву и повторяли одно и то же великое слово любви к человеку.

икона Распятие

Мама, – сказал он, наконец: – я буду добрым, я буду всех любить – и добрых, и злых.

Да, – сказала мама, – будь добрым и люби всех, всех людей. Если ты будешь любить всех, то ты будешь хорошо учиться, потому что только тот, кто много знает, может сделать много добра всем людям.

И она пристально посмотрела на него, сдвинула кудрявые волосы с его лба и поцеловала этот еще небольшой, но уже высокий и крутой лобик.

«Может быть, - подумала она, - в тебе, действительно вырастет любовь к знанию, истине, на пользу и благо всех людей. Может быть, Он уже отметил тебя и вложил в твое сердце эту великую любовь». – И она с тихой безмолвной молитвой взглянула на распятие.

И тихо теплится лампадка. Светло, тепло, уютно в большой комнате. А ветер бьет дождем в окна. На дворе темно, сыро и холодно.

Вопрос: Рассказ называется «Памятный вечер». Как вы думаете, долго ли будет помнить мальчик этот вечер? Что открылось мальчику в этот вечер? Можно ли сказать, что маленький герой рассказа вырос душой за один вечер, как изменился он? Какой может быть судьба этого мальчика, его взрослая жизнь? А если бы никто не поговорил с ним в детстве об Исусе Христе, могла бы его жизнь пойти по-другому?

 

 

Рассказ «Вера маленького мальчика» – находка для православного преподавателя. В построении его сюжета автор избрал прием, который делает рассказ очень удобным для использования на христианских уроках. Конец девятнадцатого века. Главный герой, маленький Андрейка, воспитывался в дворянской семье, родители его отрицали все божеское, уверяли детей, что «религия нужна только для простого народа». Жили они зиму и лето в деревне, и вот однажды, бродя по лесу, Андрейка увидел на лесной поляне, как приехавший из города верующий мальчик играет с крестьянскими ребятишками во взрослые лекции и рассказывает им детскими простыми словами о Боге, о грехопадении людей, о спасении Жертвой Сына Божия. Встреча за встречей, одна коротенькая лекция за другой, любознательный Андрейка получает ответы на свои вроде бы детские, а на самом деле основные в жизни вопросы. А мы с Вами, преподаватели, получаем один из вариантов простой, доступной программы начального курса православного предмета. Здесь я предлагаю свой вариант такого курса, но сама в ходе живой работы охотно нахожу применение тому краткому, логически последовательному изложению всего христианского учения, что содержится в небольшой книжице «Вера маленького мальчика».

Например, ее полезно всю прочитать на самых первых уроках, и тем самым дать предварительное, обзорно-краткое, опережающее знакомство с основными вопросами христианского учения. Далее же подробными беседами (некоторые из них здесь приведены) можно провести работу углубления, детализации.

Еще удобнее с этой книги начинать второй этап курса. Книга при таком использовании – сжатое, заключенное в увлекательную форму, повторение всего, что было подробно объяснено, обдумано, прочувствовано в первый период работы (например, за первый учебный год).

В связи же с темой «Искупительная Жертва нашего Господа Исуса Христа» я названную книгу упоминаю ради более узкого применения. В беседу о Искуплении можно взять только отрывок из рассказа, предварив его чтение изложенной в нескольких словах историей Андрейки. Сложиться на уроке это может примерно так…

 

Учитель, оживляя пережитое на уроке «Зло и страдания в мире» задает вопросы: Вспомните, кому, какие страдания причиняют диавол, зло, человеческие грехи? Кого вам было жалко? Ради кого вы хотели победы над злом?

Дети вновь делятся своей болью за невинно страдающих, несправедливо обижаемых, слабых.

 

Учитель, поддерживая их высказывания, разделяя их чувства, добавляет: «Мы, наверное, не смогли бы жить, если бы все время не вспоминали о том, что зло – не самая главная, не самая большая сила, что не может быть за ним последнего слова, окончательной победы, есть Тот, кто сильнее зла, в Ком собралось все Добро и Кто в конце концов победит. Когда мы читаем, как каждый день лисенка бросают перед сворой собак, как жутко и одиноко в лесу Козетте, как беспомощная старушка-мать узнает, что погиб на войне ее сын, единственная ее защита и опора, где-то глубоко в душе у нас живет надежда, что всем им еще будет хорошо, в конце концов в несправедливость вмешается Тот, Кто все может исправить. И наша душа не обманывается, этот Всесильный, собравший в Себе все силы Добра – Бог, Он и пришел на землю Человеком, чтобы победить зло, победить диавола и победить плохое в наших душах.

Учитель продолжает. Андрейка тоже очень хотел победы над злом, диаволом. Он всей душой потянулся к Исусу Христу, потому что от рассказа к рассказу ждал, когда же Он победит зло. Андрейка скрывал от родителей, что узнавал о Боге, но делился с няней.

«Подумай, няня, пришел к Нему слепой, и Исус Христос сказал: «Прозри!» - и слепой прозрел с той же минуты! Чyдно! Один больной тридцать восемь лет лежал. Исус Христос подошел к нему и исцелил его. А раз на дороге попались Ему похороны, мать хоронила сына и плакала. Ты верно думаешь: «Ну что же теперь можно сделать, когда уже умер?» Вот я тебе скажу: Исус Христос велел похоронам остановиться. Ему очень было жалко, что мать плачет, и он сказал мертвому: «Встань!» И мертвый ожил. Вот какой Он всемогущий! Он и теперь такой же, Он не переменился, не ослабел, Он еще больше имеет власти теперь, чем тогда, потому что Он победил диавола. Только я не знаю, как было сражение и как Он победил. Когда я узнаю сам, я тебе расскажу. Это очень, очень интересно! Не правда ли? – говорил Андрейка.

– Няня, подумай, я этого никак не ожидал, я уверен, что и ты не ожидаешь, что случилось, - в следующий раз рассказывал Андрейка няне. – Представь, когда Исус был совсем молодой, Его убили! Слышишь, няня, Его убили! И ужасно жестоко убили: взяли два бревна, сколотили крестом, положили Его на бревно, руки растянули по поперечному бревну, а ноги вдоль, и в ладони вбили молотком большие гвозди, также и в ноги. Андрейка говорил эти слова с полными слез глазами, и голос его дрожал.

– Крест подняли, - продолжал Андрейка, - и вкопали его в землю, Исус истекал кровью, которая лилась из ран Его. И в таком положении Он умер…

Андрейка замолчал и несколько минут ничего не говорил; он плакал, плакала и няня.

- Тебе жаль, няня, что Он так страдал? – спросил наконец Андрейка.

- Очень жаль, - всхлипывая, говорила няня.

- Ужасно жаль! – говорил Андрейка, прижимая руку к сердцу. – Когда Он висел на кресте, грехи всех людей, и твои, няня, и мои, и Мишины, и мамы, и папы, и дедушкины, одним словом – всех, всех людей были на Нем. Оттого ОН и умер. У Него Своих грехов не было. Диаволу очень хотелось втянуть Его в грех, и он был уверен, что ему удастся Его соблазнить, как Адама с Евой. Адаму с Евой он показал только один плод, и они не устояли; а Исусу он показывал весь мир, все царства, всю славу, все, чем только можно прельстить человека. Но Исус не поддался. Вот какой Он! Без греха Он, и потому должен быть вечно, вечно жить. А вот грехи людей Он принял на Себя, и за эти-то грехи Он и умер! Няня, никакого сражения не было, а Он победил. Тем именно и победил, что устоял, не поддался никакому искушению. Диавол напрасно старался одержать над Ним победу. Вот почему и мог Он уплатить за чужие грехи, потому что Своих у Него не было, а если бы был хотя бы один грех, как у Адама, то все пропало бы, диавол одержал бы победу…

- Сняли Его с креста, - рассказывал Андрейка, - положили в саду, в пещере, привалили большой, большой камень и даже припечатали царской печатью и солдат поставили караулить. Все было спокойно два дня, а на третий день сделалось землетрясение, камень упал, печать сломалась, и солдаты повалились.

- Знаешь почему? Исус Христос ожил опять! И опять пришел к своим ученикам. Все Его видели и говорили с Ним. Он был жив! Он и теперь жив!»

 

Вопрос: Какой сначала представлялась Андрейке победа Исуса Христа над злом? Что в рассказе городского мальчика было для Андрейки совершенно неожиданным, очень удивило его?

 

Дети отвечают, учитель поддерживает и дополняет их высказывания и одновременно делает переход к следующему смысловому этапу беседы.

 

Андрейка ожидал, что Исус Христос победит диавола в каком-то сражении. И вдруг никакого сражения не было, а всесильный Сын Божий, Которого слушаются ангелы, ветры и моря, Сам допустил, чтобы над Ним издевались злобные, трусливые, ничтожные людишки. Он мог справиться с ними одним движением своей мысли, но Он Сам, по Своей воле позволил им глумиться, оплевывать, избивать Себя, прибить гвоздями ко Кресту. Вроде бы, какая же это победа? Мы-то ведь привыкли, что победитель тот, кто сражается и уничтожает врага, а здесь Самого Себя отдал на Распятие и победил… Как же это может быть?

 

Учитель продолжает: Я вам приведу примеры, из которых очень понятно, как можно спасти другого, страдая и умирая вместо него, за него.

Вот первый пример. В коридоре, где висит новое зеркало играют два брата, старший и младший. Вдруг младший не удержал велосипед и разбил зеркало. Вышел отец, увидел осколки и сердито спросил: «Кто разбил?» Младший испугался, заплакал, а старший посмотрел на него и сказал отцу: «Я разбил!» Отец наказал старшего сына… Вот так можно взять на себя вину другого человека и его спасти.

Другой пример. В давние времена царь осудил на казнь молодого человека. Тот умолял сохранить ему жизнь. И царь объявил, что преступник будет прощен и отпущен на свободу, если найдется тот, кто добровольно согласится умереть вместо него. Пришла к царю мать осужденного и сказала: «Я согласна, чтобы мне отрубили голову, только отпусти моего сына». Женщина умерла, а ее сын остался жить. Мать спасла этого человека, умерев за него. Можно сказать, что эта женщина, хотя и умерла, одержала победу? – Да, она достигла цели, к которой стремилась, - спасла сына.

И вот, наконец, третий пример. Он не придуман. Это было на самом деле. В гражданскую войну красные заняли город. В нем находилась жена белого офицера с двумя детьми: одному немногим больше года, младший у груди. Девушка, жившая с этой женщиной по соседству, нанялась мыть полы в штабе красных. И вот девушка, услышав разговор, приходит к жене белого офицера и говорит: «В штабе известно, чья Вы жена, Вас решено расстрелять, нынешней ночью за Вами придут. Бегите!»

- Куда же я побегу. С двумя маленькими мне далеко не уйти. Сразу догонят.

- За Вами не будет погони. Я останусь и назовусь Вашим именем.

- Но Вас расстреляют!

- Но у меня же нет детей.

Этот случай рассказывает один из спасенных детей. Он давно вырос, но помнит, что когда родители читали им Евангелие и объясняли смысл Жертвы Исуса Христа, то всегда приводили этот пример и говорили: «Помните, какой самоотверженный и благородный человек отдал свою жизнь за ваши жизни! И как же вы должны жить, какими должны быть хорошими людьми!»

 

Учитель от примеров переходит к размышлениям о самой Искупительной Жертве Спасителя.

А какими же мы все должны быть хорошими, если за наше спасение отдал жизнь безгрешный Сын Божий! Но почему Он умер за нас, за наши жизни? Не просто давно, две тысячи лет назад злые люди убили Его по своей ненависти. А Он отдал жизнь за спасение всех, кто когда либо жил на земле, за тех, кто живет сейчас, и за тех, кто еще только родится.

Постарайтесь понять вот что… Весь мир держится, не разрушается, потому что Бог устроил его равновесно, справедливо: на всякое отнимание есть прибавление, кислота может погаситься щелочью, слезы компенсируются радостью, тьма прогоняется светом, холод уравновешивается теплом, ложь уничтожается провозглашением правды, вода течет оттуда, где ее много, туда, где мало… Если бы не было этого равновесия, мир распался бы…

 

Вопрос: А чем уничтожается, компенсируется, делается словно небывшее вина, плохой поступок, преступление?

(Наказанием. Если родители наказали провинившегося ребенка, то они больше не сердятся, не напоминают о его проступке, их отношения становятся такими, как будто плохого и не было. Если, совершивший преступление, отсидел за содеянное в тюрьме, он выходит на волю освободившимся от своей вины).

Учитель: А теперь вспомним о детях, которых кто-то лишил родителей, невиновных людей, которых кто-то оклеветал, голодных, у которых украли последние деньги… А как бывает жалко зверей… Можно ли, чтобы те, кто внес эту боль, остались без наказания, как будто ничего плохого и не делали?

Реакция слушающих.

Учитель: Но мир не делится на хороших и злодеев. Всякий человек бывает то таким, то таким. Один и тот же человек может то грубить и скандалить, то поделиться последним куском хлеба. Поэтому Бог и жалеет людей, и не хочет, чтобы за совершенное зло люди мучились в аду. Бог хочет, чтобы все спасались и были с Ним в раю.

Вопрос: Но можно ли взять людей в рай со всей их ложью, подлостью, жестокостями, обидами, с их возношением, гневом?

(Нет, тогда рай перестанет быть раем, зло распространится и не оставит места добру. Если не выжечь все плохое воздаянием, наказанием за него, то нарушится равновесие, рухнет все, весь мир).

 

Учитель: Видите, за зло людям обязательно положено наказание, страдание, оно должно быть, но Бог очень любит людей и хочет спасти их от ада. Поэтому наказание за все грехи мира Сын Божий, ставший Человеком, взял на Себя. Вот если вообразить огромные-огромные весы. На одну чашу весов положено все плохое, когда-либо совершенное людьми. Подумайте как это много. Каждый из нас в любую минуту или сердится, или сплетничает о ком-то, или лжет, или ищет, как подняться над другими. А сколько сейчас людей на земле, и каждый всякую минуту согрешает. Всякую минуту где-то убивают, где-то крадут, где-то издеваются и мучат, вспомните сколько страшного показывают в программе «Новостей», мир истекает слезами и кровью. Но сколько людей уже прожили и умерли в разные века. Если собрать их, они не уместятся на земле, у каждого была целая жизнь, сколько же зла, каждый из них вынес за всю жизнь из своего сердца, а сколько все вместе люди, когда-либо жившие… А ведь и после нас, в будущем еще будут жить люди. И вот все человеческое зло положено на одну чашу огромнейших весов. Чтобы весы пришли в равновесие, надо, на другую чашу лечь возмездию, мукам, которые равны всему этому человеческому злу. Вот эти муки за нас, вместо нас, за наши грехи взял на Себя Исус Христос.

Понимаете, Его муки – то наказание, то возмездие, которое сжигает, компенсирует, делает как небывшее все человеческое зло.

 

Вопрос: Кто бы должен по справедливости понести муки?

(Все грешившие люди вместе, по частям, каждый за свое.)

Вопрос: Кто понес муки? Бог в этом случае поступил по справедливости?

(Не по Справедливости, а по Любви. Его Любовь больше даже Его Справедливости. Он Один Сам понес муки, которые должны бы понести мы).

Вопрос: А что же перенес Исус Христос? Какие это были муки?

(Распятие).

 

Конкретизируя слово «распятие», учитель читает историческую справку.

Историк Клаузнер пишет: «Распятие применялось только для беглых рабов и самых опасных преступников. Осужденного на казнь гвоздями прибивали ко кресту. Под тяжестью повисшего тела раздирались язвы рук, боль становилась все острее, невыносимее. При таком положении тела нарушалось естественное кровообращение, кровь устремлялась к голове, производя сильное головокружение, конечности деревенели, с каждым вздохом дыхание становилось все более затрудненным. Медленно убивали также голод, жажда и палящее солнце.

Распятый был неспособен даже защищаться от комаров и мух, жалящих в саднящие, кровоточащие раны, нанесенные при бичевании.

Римский философ и политический деятель Цицерон не находил слов, чтобы описать, насколько жестока была крестная казнь и решительно требовал ее отмены.

Действительно, трудно было выразить свои чувства тому, кто видел руки и ноги, прибитые гвоздями ко кресту, качающиеся головы, кружащихся коршунов.

И вот на такую мучительную казнь был осужден воплотившийся Сын Божий».

 

* Имя Господа написано с одной буквой «и» по древлеправославной традиции.

 

На последующих уроках возобновить размышления об Искупительной Жертве Сына Божия можно вопросом: «Часто люди мало знакомые с христианством спрашивают: «А почему Бог Отец не защитил Бога Сына, почему не сделал так, чтобы Исуса Христа не распяли?» Дети отвечают воображаемым вопрошателям, вспоминая из прошлой беседы , что Бог пришел не для того, чтобы спасать Себя, а чтобы спасти людей. И до Своего земного Рождения, и в Своем человеческом детстве и в юные и в зрелые годы земной жизни Бог Сын знал, что Его распнут и добровольно шел навстречу Своей Жертве, навстречу тому, чтобы те муки, которых люди достойны за свои грехи, свершились над Ним одним.

К этому учитель добавляет , что страдания Спасителя не только физические, хотя их нам тоже и не представить, но главная мука в принятии на Себя всего совершенного человечеством. Ведь каждый из нас свои плохие поступки переживает по очереди, и человек не смог бы выдержать разом тяжесть всех грехов за всю свою жизнь. На Сына Человеческого давила тяжесть грехов, совершенных всеми людьми за целые жизни… Нам этого и мысленно не охватить.

 

Уместно учителю при этом прочитать из Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3:16).

А также пророчество Исаии: “Но Он взял на Себя немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно…” (Ис., 53).

Полезна работа над народным духовным стихом «Христос грешную душу к Себе призывает»

Он звучит в тоне сердечной, проникновенной мольбы-призыва; местоимениями «я», «ты» у каждого слушателя создается ощущение, что обращение Божие направлено именно к его совести; от стиля и языка стихотворения веет православной стариной. Работа над этим стихотворением на уроке позволяет оригинальным способом повторить и обобщить многое, что известно из предыдущих бесед о цели и смысле пришествия Сына Божия.

Учитель читает народный духовный стих.

Христос грешную душу к Себе призывает

Почто ты, человече, Мене оставил?

Почто возлюбившего отвратился?

Почто пристал к врагу Моему?

Помяни, яко тебе ради плоть бых.

Помяни, яко тебе ради от Девы родихся.

Помяни, яко тебе ради младенствовах.

Помяни, яко тебе ради на земле пожих.

Помяни, яко тебе ради гонения претерпех.

Помяни, яко тебе ради злословие,

поношение, ругание, бесчестие, заплевание,

посмеяние, укоризненны страсти приях.

С небес снидох, чтобы тебя на небо возвести.

Смирихся, чтобы тебя вознести.

Обнищах, чтобы тебя обогатить.

Изранен бых, чтобы тебя исцелить.

Умер, чтобы тебя оживить.

Ты согрешил, а я грех твой на Себя взял.

Ты виноват, а Я казнь принял.

Ты должник, а Я долг заплатил.

Ты насмерть осужден, а Я за тебя умер.

Сию ли ты любовь Мою пренебрегаешь?

Вместо любви ненависть воздаешь.

Вместо Меня грех любишь.

Вместо Меня страстем работаешь.

Чего ради не хочешь ко Мне прийти?

Добра ли хочешь? Всякое добро у Меня.

Высоты ли ищешь? Кто выше Царя Небес?

Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня?

Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня?

Утешение ли в печалях ищешь? Кто утешит, кроме Меня?

Покоя ли ищешь? Во Мне обрящешь покой души твоей.

Мира ли ищешь? Аз есмь мир душевный.

Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни.

Света ли ищешь? Аз есмь Свет миру.

Истины ли ищешь? Аз есмь Истина.

 

Учитель предлагает задание, открывая заранее приготовленную на доске запись:

- А теперь попробуйте закончить все эти фразы.

С небес снидох, чтобы…

Обнищах, чтобы…

Изранен бых, чтобы…

Умер, чтобы…

Ты согрешил, а Я …

Ты виноват, а Я…

Ты должник, а Я…

Ты на смерть осужден, а Я…

Мира ли ищешь? - …

Света ли ищешь? - …

Истины ли ищешь? - …

 

Вопрос: А какие еще обращения из этих призывных слов Господних вы запомнили?

Ответы: Повторение фраз из стиха.

* Имя Господа написано с одной буквой «и» по древлеправославной традиции.