Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» помогает устроить с детьми интересную беседу о наших желаниях, о том, что в жизни является настоящим приобретением, а что – потерей. Приведу фрагмент из такой беседы:

 

Учитель. Однажды ехала я в подмосковный город Орехово-Зуево. Ехать надо через Москву. Всю нашу семью подвозил на своей машине наш знакомый. Перед въездом в Москву он сказал нам: «Вот здесь половину лета сохраняли прошлогодний снег, подвели холодильные установки, уложили на снег соломенное покрытие, были истрачены огромные деньги…» Я с удивлением смотрела на рассказчика. Нет, он не шутил. «Потом те, кто затратились на это, в июле стали на лыжи и проехались по лыжне в жару

Из Орехово-Зуево ехали уже на автобусе, в салон вошла продавщица газет, предлагала купить местные газеты, говорила о их содержании. В частности она сказала, что в газете говорится о мальчике, который умрёт, если ему не будет сделана дорогостоящая операция. Купите газету,- говорила она,- может, среди ваших знакомых есть состоятельный человек, который пожертвует деньги и мальчик будет спасён. Мне стало очень горько, я подумала… Вы, наверное, догадываетесь, о чём я подумала.

 

Дети горячо отзываются, говорят, что вот бы деньги, истраченные на растаявший без следа снег, да на спасение этого мальчика. Вместе с учителем дети вспоминают, что не только этому мальчику нужна помощь, что боль и отчаяние всегда есть в мире, есть раны, к которым надо приложить любовь, участие, силы, средства.

 

Вопрос. А давайте представим, что у нас с вами сейчас появится возможность поговорить со всеми богатыми людьми и рассказать им о всех тех, кто нуждается в помощи. Много ли найдётся тех, кто отзовётся, поможет, пожертвует своими средствами? Почему?

 

Учитель помогает детям понять и выразить, что люди считают отданное, истраченное, пожертвованное на других потерей. Это же моё. Мне принадлежит, на меня должно быть израсходовано. А беды других – это же их проблемы.

 

Учитель. На самом деле часто бывает наоборот. Теряет человек то, что жадно подгребает себе, а по-настоящему приобретает, когда отдаёт ради любви. Как это может быть, мы увидим, если сейчас вспомним сказку В.П. Катаева «Цветик- Семицветик».

 

Дети вспоминают и очень кратко пересказывают содержание сказки. Когда доходят до пожелания оказаться на Северном Полюсе, учитель от этого места читает сказку вслух.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках и в песок воткнута палка.

— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть?

    Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берём.

    Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

    Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

    Значит, не принимаете?

    Не принимаем. Уходи!

    И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

   Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через
север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшь­ся ты земли — быть по-моему вели. Вели, чтоб я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возь­мись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля  закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

-Ах, мамочка, замерзаю!- закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульку и повисли на носу, как на водосточной трубе.

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей – и прямёхонько к девочке, один другого страшней:

первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвёртый – потёртый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.

 

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневши­ми

пальчиками цветик-семицветик, вырвала зелёный ле­песток,

кинула и закричала что есть мочи:

        Лети, лети, лепесток, через запад на восток через
север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься
ты земли — быть по-моему вели. Вели, чтоб я сейчас же
очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе.

А маль­чики на неё смотрят и смеются:

     Ну, где же твой Северный полюс?

     Я там была.

     Мы не видели. Докажи!

     Смотри — у меня ещё висит сосулька.

        Это не сосулька, а кошкин хвост. Что, взяла?

 

Вопрос. Что отдала Женя за то, что побывала на Северном полюсе? (Два волшебных лепестка, один за то, чтобы попасть туда, другой за то, чтобы вернуться обратно).

Вопрос. Что же в результате у неё осталось? Есть ли какое приобретение? ( Результат нулевой, у неё в руках пусто. А ведь заплачено-то волшебными лепестками, сколько действительно хорошего можно было бы пожелать и приобрести. Риторический вопрос в ходе диалога: Только что же оно по настоящему хорошее и нужное?)

Вопрос. Жене казалось, что Северный полюс она, конечно же,  желает для себя, но мы уже знаем, что в нашей душе есть страсти-паразиты, они свои хотения выдают за наши. Чьё же это было желание: самой Жени или какой-то её страсти?  (Конечно, здесь заговорило её тщеславие. Всякая страсть – это дырка, бочка без дна, сколько в неё не вкладывай, все пропадёт, вот и пропали два лепестка. Этим страсти похожи на ад.

Учитель продолжает чтение.

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не

водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла — видит, у девочек разные игрушки. У кого — коляска, у кого — мячик, у кого — прыгалка, у кого — трёхколёсный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.


«Ну,— думает,— я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепе­сток, кинула и сказала:

— Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшь­ся ты земли — быть по-моему вели. Вели, чтобы все игруш­ки, какие есть на свете, были мои!

И в тот же миг, откуда ни возьмись, со всех сторон по­валились к Жене игрушки.

Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-ма­ма». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказа­лось так много, что они сразу заполнили весь двор, пере­улок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг ниче­го не было слышно, кроме куклиной болтовни. Вы пред­ставляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов ещё не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем доро­гам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало. За куклами сами собой покати­лись мячики, шарики, самокаты, трёхколёсные велосипеды,


тракторы, автомобили... Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пи­щать ещё громче. По воздуху летели миллионы игрушеч­ных самолётов, дирижаблей, планёров. С неба, как тюльпа­ны, сыпались ватные парашютисты, повисая на, телефон­ных проводах и деревьях. Движение в городе останови­лось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не зна­ли, что им делать.

Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. – Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…

Но не тут-то было! Игрушки всё валили и валили. Кон­чились советские, начались американские. Уже весь город был завален игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чер­дак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поско­рее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро ска­зала:

 

        Лети, лети, лепесток, через запад на восток через
север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься
ты земли — быть по-моему вели. Вели, чтобы игрушки поскорей убирались обратно в магазины!

И тотчас все игрушки исчезли.

 

 

 Вопрос. К чему же привело желание заполучить все игрушки на свете? (К потере ещё двух волшебных лепестков, к тому, что взамен ничего не получено. Почему? Потому что желает не действительная человеческая личность, а жадность, страсть-паразит.)

 

Вопрос. Какое же желание дало Жене настоящее пробретение, которое не потеряется никогда?

Большинство детей уже знает сказку, они будут торопиться рассказать о исцелении Вити. Но этот эпизод – вершину поизведения надо не только прочесть ,но и очень хорошо посмотреть соответствующий фрагмент из мультфильма «Последний лепесток», там действительно чувствуется, как радость доброго дела и дарящего, и принимающего.(Хорошо, когда технические возможности для этого есть в классе, но можно принести на урок ноутбук, почти каждый урок можно оживить или  фрагментом из фильма, из мультфильма, или духовной песней ( особенно отзываются дети на песни Светланы Копыловой, просят послушать по нескольку раз))

 

Вопрос после просмотра фрагмента. На себя или на другого истратила Женя последний лепесток? (На себя именно тем, что на другого). Когда богатые люди больше приобретут  для себя, если потратят деньги на сохранение снега или на операцию для мальчика?

 

Учитель. В Святом Евангелии Спаситель говорит:

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Матф.6:19-21)

Что означают эти слова?

 

В этом уроке очень уместно далее поработать над притчей о безумном богаче, задав, в частности, вопросы: Богач думал, что всё, что он имеет, всегда будет составлять его богатство, будет ему принадлежать… А как получилось? А можно сделать так, чтобы богатство пригодилось после смерти?(Да, помочь нуждающимся, и душа приобретёт для вечности любовь к этим людям и радость доброго дела.)

Лучшее же завершение этой беседы – притча о том, как Пресвятая Богородица спасла от вечной погибели жадного человека, придя к нему за три часа до смерти и сказав: «Вот, тебе осталось жить три часа, накопленные тобой миллионы достанутся другим, может быть, за оставшееся время ты успеешь истратить их на себя? Выбежав на улицу, богач заметался… Что купить? Дорогую машину? Роскошный дом? Всё уже не для себя, всё достанется другим. И вот своими деньгами он выручил из беды человека и узнал радость приобретённую для своей души. Бог продляет жизнь этого человека, так как теперь он посвящает её служению ближним.