Самое трудное — просто говорить о сложном. « Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень то понимаете», эти слова Альберта Энштейна, я избрала своим девизом в своих стараниях объяснить детям в начальной школе серьезные философские, психологические и богословские истины. Мне есть у кого учиться, великий мастер говорить просто о сложном — Николай Носов. Его истории о Незнайке — это такая милая простота, такой безыскусный, доверительный язык, что мы проживая с крошечными героями их приключения, даже и не замечаем, как впитываем очень серьезные нравственные и мировоззренческие знания.

  Да большинство людей при имени Незнайки, как первую асcоциацию, вспомнят что-то наивное, совсем кукольное, развлекательное. Меня саму это произведение не перестает изумлять. Я взяла его как сюжетную основу, как красную нить, идущую от урока к уроку, чтобы на ней построить программу кружка для младших школьников «Я и мир».

И вот уже два года работаю по этой программе, а в книге Николая Носова, все нахожу новые и новые примеры-иллюстрации для того, чтобы в понятной для маленьких форме, преподнести взрослые жизненные вопросы. Берусь утверждать, что этих глубинных вопросов, здесь поднято не меньше, чем в «Войне и мире» Л.Н.Толстого.

Вот как на первой же беседе, я обращаю внимание детей на то, что чаще всего не замечают в этом произведении.

Сказав детям, что мы на многих уроках будем читать отрывки из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», спрашиваю, кто знает эту книгу, этих героев, кому ее читали, кто сам читал. И тут же по одному прикрепляю на доску (можно показать на интерактивной доске) вот эти изображения.

                 

По мере появления фигурок, дети торопятся назвать имена: « Знайка, Винтик, Шпунтик, Пончик», конечно все помнят Незнайку.

Дальше происходит диалог:

-А каким одним словом названы все эти маленькие человечки?

-Коротышки!

-А почему? Какого они размера?

-Маленькие, ростом с небольшой огурец.   

-Покажите пальчиками какие они.

И вот, в этот момент я собираю, притягиваю внимание детей к мечте, к погружению в добрый, уютный мир. Говорю им: «Вы только представьте, они такие маленькие, что ходят среди травинок, как по лесу среди деревьев. Если поднимут голову, посмотрят на синий колокольчик, то он над ними, как огромный синий зонт. А я вот в детстве мечтала на время сделаться такой же маленькой, да и теперь уже взрослая, на полянке, где много красивых цветов, я присаживаюсь, стараюсь быть к цветам поближе и мечтаю, как там можно было бы жить. Вот такую полянку, глядя на которую я мечтала, даже удалось сфотографировать.        

И вот я настраиваю детей: « А давайте, сделаем так: закройте глаза, слушайте, что я вам буду рассказывать и постарайтесь это представить, увидеть. Вот вы стали такими же маленькими, как коротышки, вы раздвигаете стебли трав, они кажутся вам толстыми, солнечные лучи просвечивают сквозь листья травинок и они вспыхивают как фонарики. Солнечные зайчики скользят по земле, по стеблям, по листьям, от этого весь воздух играет, переливается, будто «трепещет миллионами светящихся крылышек». Каждая песчинка кажется драгоценным камушком, а какими большими оказались кузнечик и божья коровка, какая у нее блестящая, глянцевитая красная спинка с черными точками.»

Дети открывают глаза и  я спрашиваю.

А что вы еще увидели, чего я не называла? Дети наперебой говорят о все новых и новых подробностях чудесного мира, в котором они только что побывали в воображении.

Поддерживая этот диалог, я ввожу главнейшую мысль, ради которой этот диалог и затеян.

А знаете, я тоже вместе с вами постаралась побыть маленькой и пожить в коротышечем мире, и знаете, какое у меня было самое большое удивление и самая большая радость? У меня даже от этой радости сердце расширялось, потому что не могло ее вместить. Я думала, сколько травинок!   И каждая выросла из брошенного в землю семечка (рисую семечко на доске). Я  думала, как же из этого семечка выросли корешки, как они брали из земли крошечные-крошечные частицы, как из этих частиц строилось тело травинки, будто башенка из кубиков, как каждая частица направлялась на свое место, как из этих частиц получалась не какая-то бесформенная куча, а травинка , которая не падает, не ломается, может дышать, расти и жить. И как много, миллионы таких травинок строятся. И так же чудесно строится  тело кузнечиков, муравьев, божьих коровок и состав земли, и состав воздуха, и все это как ноты в музыке, которые соединены друг с другом в одну красоту, в одну мелодию.

Вот вы бросали камень в воду? Видели как от него расходятся круги? (рисую на доске).

 Вот также я чувствую, что как круги из какой-то одной точки, одного центра расходится по всему миру мысль, расходится  что-то все соединяющее, все ставящее на место, все строящее , приводящее в единство.

Задаю вопрос.

А как вы назовете эту силу? Которая находит для каждой частицы свое место, соединяет землю, травинки, деревья, птиц, зверей, воздух, солнце, планеты.

Иногда дети находят слово «Бог», иногда мы останавливаемся на слове «Любовь»  (это зависит от аудитории, выбрано ли родителями обучение православной культуре или кружок носит более светский характер). Так в первом же разговоре  по «Незнайке» рождается чувствование единой созидающей Силы и радование Ей. Погружение в мир маленьких человечков завершаю чтением отрывка.

“В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да еще тащить с собой пилу. Ни один коротышка не смог бы сорвать орех руками - их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой”.

Показываю иллюстрацию.

Первые же главы «Незнайки» дают возможность устроить с детьми разговор и на такие «недетские» темы как «подчинение поведения человека эффекту толпы» и «мотивированность всех наших поступков потребностью в любви.

В начале этого разговора показываю иллюстрацию.

Спрашиваю: Что здесь происходит? Те из детей кто помнит, пытаются пересказать.

А я предлагаю: Давайте все вместе об этом послушаем. И читаю отрывок.

“Однажды он гулял по городу и забрел в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

"Кто же это меня ударил? - думал Незнайка. - Может быть, сверху упало что-нибудь?"

Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.

"Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, - решил Незнайка. - Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове".

Он пошел домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин.

Этот Стекляшкин был знаменитый астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы, то предметы казались больше. Из нескольких таких увеличительных стекол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды. Таким образом он сделался астрономом.

- Слушай, Стекляшкин, - сказал ему Незнайка. - Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

- Что ты. Незнайка! - засмеялся Стекляшкин. - Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

- Не может быть, - ответил Незнайка. - По-моему, солнце не больше тарелки.

- Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце - огромный раскаленный шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.

- Ишь ты! - ответил Незнайка. - А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим - может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

- Братцы, спасайся! Кусок летит!

- Какой кусок? - спрашивают его.

- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется - и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

- Что ты выдумываешь!

- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слезы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

- Спасайся кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточку, Гусля - свои музыкальные инструменты. Доктор Пилюлькин метался по всему дому и разыскивал походную аптечку, которая где-то затерялась. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

- Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

- Выдумал? - закричал Незнайка. - Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка на самом деле все сочинил. Ну и смеху тут было! Все смеялись над Незнайкой и говорили:

- Удивляемся, как это мы тебе поверили! - А я будто не удивляюсь! - ответил Незнайка. - Я ведь и сам поверил.

Вот какой чудной был этот Незнайка”.

После чтения диалог.

 - Может от солнца оторваться кусок? Говорил ли Стекляшкин Незнайке, что кусок солнца угрожает из городу?

Когда дети проговаривают, что Незнайка бежит с ложной вестью, но этой ложности сам не осознает, не понимает, задаю очень важный вопрос.

А почему эту ерунду он утверждает с таким напором ? Так кричит, столько сил вкладывает в доказывание, будто вся его жизнь от этого зависит?Дети говорят много, высказывают разные предположения, но постепенно, с помощью учителя, приходят к мысли, что так Незнайка старается привлечь к себе внимание. Я спрашиваю: «Что чувствует человек на которого не обращают внимания?». И дети отвечают буквально такими словами: «Человеку, на которого не обращают внимание, кажется, что его никто нет любит, ему кажется, что его и вовсе нет». Поддерживая начавшуюся душевную работу детей, я развиваю эту мысль так: «Вот мы часто говорим: этот мальчик часто дерется, потому что он хулиган, или эта девочка  часто врет, потому что она лгунья. А на самом деле из душа «голодает» от того, что не чувствует любви. Они драками, враньем пытаются привлечь к себе внимание, хотят попробовать быть на высоте, быть победителями, а если не получается, пусть уж лучше ругают, только бы не было отсутствия внимания, будто меня и нет.

Смотрите! Я вам говорила, что всякая травинка, всякая капелька воды, всякая букашка строится Любовью, так же и нам необходимо чувствовать любовь, без любви мы не можем жить. Нам надо чувствовать в себе любовь, как будто теплое солнышко, как будто разноцветную точку».

Рисую на доске схематический контур человеческой фигуры, а внутри на уровне груди  или прикрепляю блестку из фольги, или  рисую лучистую искорку мелом.  

А над фигуркой прикрепляю другую такую же блестку.         

Смотрите! Любовь из которой исходит и строится весь мир, и любовь которая живет в душе человека — это одна и та же любовь. И чувствовать её мы  хотим больше всего на свете.

Перехожу к разговору о эффекте толпы, задаю вопросы.

Как сначала коротышки восприняли крики Незнайки о погибели города? Что было потом?

И дети замечают, что сначала на Незнайкины крики никто не обращал внимания, потому что знали, что его слова чаще всего пустые, да и в кусок солнца не верилось. Но потом кто-то дрогнул, схватил свои вещи и побежал прятаться. Увидев это, засуетился второй, третий уже был подхвачен испугом первого и второго, на них глядя вовлекались в панику остальные.

Я рассказываю детям: «Однажды по телевизору я видела эксперимент, который проводил психолог. У него была группа из пятнадцати помощников, с которыми он заранее договорился, и только один человек, испытуемый, не знал о договоре. Психолог показывал черный лист бумаги и спрашивал у помощников, какого цвета лист. А те специально говорили: «Белый! Белый! Белый!». И вот доходит очередь до испытуемого: « Петр Иванович, какого цвета лист?», на лице Петра Ивановича мука, смятение, замешательство. Наконец,. он через силу выдавливает из себя: «Белый.». Потом Петру Ивановичу открывают, что специально договорились, что раз он видел, что лист черный, не надо было за всеми повторять неправду.

Рассказываю и о другом эксперименте.

Всем детям в детском саду дают сладкую кашу, а одной девочке — пересоленную. Когда все дети попробовали кашу, психолог задает вопрос каждому по очереди: «Какая у тебя каша?» «Сладкая! Сладкая! Сладкая!», - слышны ответы. Наконец, дело доходит до девочки, у которой пересоленная каша.

-Лена, какая у тебя каша?

Лена морщится, краснеет, на глаза наворачиваются слезы, но все-таки выдавливает:

-Сладкая...    

  Вместе с учителем, дети приходят к мыслям о том, что в нас есть стремление делать со всеми зодно, чувствовать себя в общем «стаде». Не отличаться, чтобы не показаться другим и не стать нелюбимым, при этом зачастую предавая правду в своей душе, то самое разноцветное солнышко, разноцветную точку, ту самую любовь, из которой исходит весь мир и которая весь мир держит.  

Теперь пора осмыслить более близкие, возможные в жизни детей ситуации.

Представьте, один мальчик пошел с компанией гулять. Они увидели собаку всю в болячках. Ребята решили, что она заразная, схватили камни, чтобы кидаться в нее. Мальчику жалко собаку, и правда в глубине души велит ему заступиться. Но ему страшно перестать быть в компании своим, перестать быть заодно со всеми. Вот выбор: подчиниться ли инстинкту толпы...

Или другая ситуация.

Спускается в школе по лестнице девочка на костылях, медленно-медленно, стараясь не упасть, становится на ступеньки. «А ну, коряга, шевелись скорее»,-грубый голос сзади. На несколько ступенек выше две хохочущих девочки-подростка. С ними еще одна, на ее лице недоумение: промолчать? заступиться? или ввернуть свое едкое словцо? Опять выбор …

Конечно, в начальной школе, еще не зная жизни. дети настроены героически, но все- -таки я испытываю счастье, когда они с воодушевлением решают, что нельзя предавать в себе то солнышко, тот центр, который никогда не предает нас, всегда поддерживает для нас мир, всегда поддерживает в состоянии жизни все наше существо, нельзя предавать в себе Бога.

Очень удачным эпизодом для объяснения детям  золотого правила нравственности «Не делай другому  того, чего не хочешь себе», стала для меня глава «О том, как Незнайка был художником». Начинаю традиционно с того, что показываю иллюстрацию и спрашиваю, что здесь изображено.

А потом читаю и вместе с классом, наслаждаюсь удивительным тонким носовским юмором, это счастье без слов, вместе с детьми понимать, что и почему смешно и смеяться вместе с ними.

Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке свои старые краски и кисточку. В это время к Незнайке пришел его друг, Гунька.

Незнайка говорит:

– Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть спокойно на стуле и все время вертелся.

– Не вертись, не вертись, – говорил ему Незнайка, – а то непохоже получится.

– А сейчас получается похоже? – спросил Гунька.

– Очень похоже, – ответил Незнайка и пририсовал ему фиолетовой краской усы.

– Ну-ка, покажи, что получилось! – попросил Гунька, когда Незнайка окончил портрет.

Незнайка показал.

– Да разве я такой? – закричал Гунька в испуге.

– Конечно, такой. Какой же еще?

– А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

– Ну, вырастут когда-нибудь.

– А нос почему красный?

– Это чтоб было красивее.

– А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

– Голубые, – ответил Незнайка. – Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

– Нет, это плохой портрет, – сказал Гунька. – Дай я его порву.

– Зачем же уничтожать художественное произведение? – ответил Незнайка.

Гунька хотел отнять у него портрет, и они принялись драться. На шум прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.

– Вы чего деретесь? – спрашивают.

– Вот, – закричал Гунька, – рассудите вы нас: скажите, кто здесь нарисован? Правда, это не я?

– Конечно, не ты, – ответили малыши. – Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

Незнайка говорит:

– Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу, и все будет понятно.

Он взял карандаш и подписал под портретом печатными буквами: «ГУНЬКА». Потом повесил портрет на стене и сказал:

– Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается.

– Все равно, – сказал Гунька, – когда ты ляжешь спать, я приду и уничтожу этот портрет.

– А я ночью не лягу спать и буду стеречь, – ответил Незнайка.

Гунька обиделся и ушел домой, а Незнайка на самом деле не лег вечером спать.

Когда все уснули, он взял краски и принялся всех рисовать. Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на портрете. Торопыжку нарисовал на тоненьких ножках, а сзади зачем-то пририсовал ему собачий хвост. Охотника Пульку изобразил верхом на Бульке. Доктору Пилюлькину вместо носа нарисовал градусник. Знайке неизвестно для чего нарисовал ослиные уши. Словом, всех изобразил в смешном и нелепом виде.

К утру он развесил эти портреты на стенах и сделал под ними надписи, так что получилась целая выставка.

Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и стал смеяться. Они ему так понравились, что он даже нацепил на нос пенсне и стал рассматривать портреты очень внимательно. Он подходил к каждому портрету и долго смеялся.

– Молодец, Незнайка! – говорил доктор Пилюлькин. – Никогда в жизни я так не смеялся!

Наконец он остановился возле своего портрета и строго спросил:

– А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его.

– Зачем снимать? Пусть повисит, – ответил Незнайка.

Доктор Пилюлькин обиделся и сказал:

– Ты, Незнайка, видно, больной. У тебя что-то с глазами случилось. Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придется тебе на ночь касторки дать.

Незнайка очень не любил касторку. Он испугался и говорит:

– Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой.

Он поскорей снял со стены портрет Пилюлькина и порвал его.

Вслед за Пилюлькиным проснулся охотник Пулька. И ему портреты понравились. Он чуть не лопнул со смеху, глядя на них. А потом он увидел свой портрет, и настроение у него сразу испортилось.

– Это плохой портрет, – сказал он. – Не похож на меня. Ты сними его, а то я не буду тебя с собой на охоту брать.

Пришлось Незнайке и охотника Пульку со стены снять. Так было со всеми. Всем нравились портреты других, а свои не нравились.

Самым последним проснулся Тюбик, который, по обыкновению, спал дольше всех. Когда он увидел на стене свой портрет, то страшно рассердился и сказал, что это не портрет, а бездарная, антихудожественная мазня. Потом он сорвал со стены портрет и отнял у Незнайки краски и кисточку.

На стене остался один Гунькин портрет. Незнайка снял его и пошел к своему другу.

– Хочешь, Гунька, я подарю тебе твой портрет? А ты за это со мной помиришься, – предложил Незнайка.

Гунька взял портрет, порвал его на кусочки и сказал:

– Ладно, мир. Только если еще хоть раз нарисуешь, ни за что не стану мириться.

– А я никогда больше не буду рисовать, – ответил Незнайка. – Рисуешь, рисуешь, а никто даже спасибо не скажет, все только ругаются. Не желаю больше художником быть”.

Закончив чтение, спрашиваю, что чувствовал например Пилюлкин, когда смеялся над  некрасивыми портретами других коротышек.

Поддерживая и дополняя ответы детей, рисую на доске горку и показываю, что он чувствовал себя здесь на вершине, а других внизу. Когда увидел и себя нарисованным Незнайкой, сразу почувствовал, как скатился к подножию горки, это ему не понравилось, этого он для себя не хотел. Но ведь только что ему нравилось смотреть сверху, ставя других к подножию. Золотое правило «Не делай другим того, что не хочешь себе» дети повторяют друг за другом, как вывод из этой истории.

Практическую, реальную жизненную ценность имеет работа по наблюдению за тем, как из наших мыслей рождаются наши слова и поступки. Очень важно осознанное отношение к мыслям, умение замечать их и верно оценивать, как достойные или недостойные реализации еще до того, как они вышли из нашей души во внешний мир. Этим умением определяется и житейская успешность человека в хорошем смысле, и отношение к нему окружающих, и его праведность, в конечном итоге, это влияет и на его путь в вечности.

Вопрос о влиянии на нашу жизнь наших мыслей, один из тех немногих по которому единодушны и современная психология, и религия. И в “Незнайке” есть замечательные примеры-иллюстрации для того, чтобы дети своим собственным наблюдением, анализом и размышлением пришли к выводу, о том , как важно умение видеть свои мысли и даже начали практическую работу по отслеживанию своих мыслей.

Работа начинается с того, что я прикрепляю на доску четыре картинки-символа и спрашиваю, что они означают

Дети, уже знакомые по предыдущим занятиям с этими символами легко и  охотно и называют:  “делать”, “говорить”, “думать”, “чувствовать”

Далее я разделяю картинки по парам вот так:

И говорю: “Смотрите, я разделила картинки на две группы, в чем же различие двух этих и двух тех?”.

Это тоже для детей не ново, они подготовлены работой на предыдущих беседах и с энтузиазмом рассуждают о том, что “делать и говорить”, то есть, слова и поступки материальны, мы можем это видеть и слышать, а “думать и чувствовать”, то есть, мысли и чувства невидимы, их нельзя увидеть даже на рентгеновском снимке, но они ЕСТЬ.

Или другой пример. Одна девочка на другую насплетничала.  И так поссорила между собой двух подруг. Они так и будут порознь, а могли бы быть вместе, даже когда будут большими, и в трудную минуту, одна помогла бы другой. Зло вышло из души и пошло по миру, может быть, на годы.

После того, как я привлекла внимание к проблеме, я утверждаю: “Мысли и чувства очень важны, потому что из них рождаются поступки и слова.”

Напоминаю произведение, которое раньше читали.

Дети всегда сразу вспоминают рассказ про Лизу, которой очень нравилась кукла у другой девочки, негритенок в ярко-красном костюме, оживленно воспроизводят подробности о том, как Лиза схватила и сунула игрушку в тётину сумку, когда подружка побежала за мячиком а взрослые занялись разговором. Вспоминают, как потом Лиза не знала, что делать с украденой игрушкой, куда ее спрятать, как переносила на куклу свою злость на себя. А я в разговоре особенно подчеркиваю, что Лиза не была воровкой и очень бы обиделась, если бы ей сказали, что она когда-нибудь сможет украсть.  Дети понимают, что она просто не успела заметить свою мысль и послушалась этой мысли, так ее и не осознав.

На доске создаю схему, показывая, что мысль это как зерно и из нее, как стебель и листья, вырастают дела и слова.

Наконец доходит очередь и до “Незнайки”.

Прикрепляю на доску иллюстрацию.

И говорю о том,что Синеглазка помогла коротышкам помириться с Незнайкой и был бал, где все танцевали, “ А Незнайка скакал, как козел, наступал всем на ноги. Наконец Синеглазка сказала: “Давайте, лучше посидим”. И вот Незнайка, именно потому, что Синеглазка так хорошо отнеслась к нему, стала рядом и защитила, когда все на него сердились и презирали, первый раз говорит правду, не заботясь, как он выглядит, не стараясь показаться лучше, чем  он есть: “А я ведь не умею танцевать”.

“- Вот и хорошо, что вы сами признались, - ответила Синеглазка. - Другой на вашем месте наврал бы с три короба, сказал бы, что у него и ноги болят и руки, а вот вы честно сказали, что не умеете. Я вижу, что с вами можно дружить.

- Конечно, можно, - согласился Незнайка.

- Мне нравится дружить с малышами, - сказала Синеглазка. - Я не люблю малышек за то, что они слишком много воображают о своей красоте и вертятся перед зеркалом.

- Малыши тоже есть такие, которые любят смотреться в зеркало, - ответил Незнайка.

- Но ведь вы не такой, Незнайка? Правда, вы не такой?

- Нет, я не такой, - ответил Незнайка.

И соврал. На самом деле частенько, когда никто не видел, он вертелся перед зеркалом и думал о своей красоте. Как и каждый другой малыш, впрочем.

- Я очень рада, что вы не такой, - ответила Синеглазка. - Мы будем с вами дружить. У меня есть интересное предложение. Давайте писать друг другу письма. Сначала вы напишете мне письмо, а потом я вам.

"Вот те раз!" - подумал Незнайка, который умел писать только печатными буквами и очень стеснялся показать свою необразованность.

- Зачем же письмо? - растерянно пробормотал он. - Мы ведь недалеко живем. Можно и так поговорить.

- Ах, какой вы скучный, Незнайка! Вы ничего не хотите для меня сделать. Ведь это так интересно - письмо получить!

- Ну хорошо, - согласился Незнайка. - Я напишу письмо.”

Смотрите, что происходит: только же Незнайка решил быть правдивым, только же ему удалось сказать правду. И тут же он снова врет, врёт о том, что не вертится перед зеркалом. Почему же он солгал?

-Его толкнула к вранью мысль, которую он и сам не заметил. Мысль такая: “Узнает, что верчусь, не будет дружить”, а потом из-за этой же мысли, он не может набраться смелости, чтобы сказать о том, что не сумеет написать письмо.

   

В разговоре с младшими школьниками о мыслях, есть момент , которому я не перестаю удивляться. Мне самой не верится, что дети могут дать философское обоснование тому, почему все что происходит с нами и вокруг нас, изначально зарождается как наша мысль. И тем не менее, в каждом классе, всегда находится хотя бы несколько детей, кто с воодушевлением, хотя и испытывая трудности в подборе слов, для выражения своей идеи, поддерживают со мной примерно такой разговор.

Дети на свой лад, но с энтузиазмом, развивают эту идею, о нашем богоподобии, о нашем сходстве с нашим Творцом в способности быть творцами, о том, что наша мысль всегда выходит в мир какой-то реальностью, и это наше слово. Вместе с детьми мы приходим к осознанию ответственности за свои мысли.