Как важно совместное чтение и осмысление Библии в семье! Как оно роднит, как приближает людей к Богу, и какие появляются при этом невидимые связи между близкими и родными людьми.
Одним из первых библейских сюжетов, что знаком всем верующим и неверующим, является рассказ об Адаме и Еве. К сожалению, у многих сло жились расхожие, но неправильные способы его осмысления. Один можно назвать «сказочным». Будто бы было в раю такое дерево, скорее всего, яблоня, и висели на нем яблоки - запретные пл ды. И ими Бог особенно дорожил, а когда Адам и Ева их съели, то Он их за это взял и прогнал прочь. В этом «сказочном» восприятии первый грех понимается как кража яблок, а действия Бога уподобляются мести. Но как же опрощен и обужен Текст Священного Писания в этом «детском народном варианте»! Как этот вариант восприятия компрометирует и уничижает Бога. Но не хочется верить, что вся трагедия, все боли человечества, все его крики отчаяния, идущие из глубины души, берут начало чуть ли не от бытовой ссоры. Есть и другая версия первого греха: вкушение запретного плода будто бы состояло в том, что Адам познал Еву. Сторонники этой версии почему-то находят здесь даже что-то жареное, для них она - повод криво ухмыльнуться, многозначительно с ехидцей посмотреть на собеседника: «Н-да, плод-то плодом, но провинились-то они кое в чём другом!» Тут Бога воспринимают еще хуже, как провокатора: создал людей с соответствующей физиологией, с желаниями, оставил в уединении, а потом еще и наказал за то, что произошло. Такие люди тоже относятся к тем, кто поверхностно знаком с Библией, ведь в ней еще до грехопадения первых людей говорится, что Бог создал Адама и Еву мужем и женой и велел им продолжать род. Так какой же тайный глубокий смысл содержится на самом деле в истории о вкушении запретного плода?
При чтении чего-либо серьезного всегда возникают вопросы. Когда вы будете читать Библию, поставьте их перед собой и будьте готовы ответить на вопросы сына или дочери, а может, и поставить эти вопросы перед ними. А вопросы могут быть такие.
Почему в истории об Адаме и Еве нет ничего такого, чего нельзя знать малым детям? Что за необыкновенные свойства имели эти самые плоды? А зачем Бог насадил это дерево в раю? В каком же месте находился рай, и куда первые люди из него ушли? Неужели слова Бога «смертию умрете» были неправдой, ведь, съев плод, Адам и Ева не упали тут же замертво?
Почему в истории об Адаме и Еве нет ничего такого, что нельзя знать малым детям?
Поговорим о символическом понимании этой истории. Многие философы понимают запрет Богом срывать плод с дерева познания добра и зла как желание Творца, чтобы люди не пробовали зло, не пробовали грешить.
Последнюю мысль поясню на примере: вот маленький ребенок, который всегда слушался свою мать. Был с ней в согласии и дружбе, а поэтому и не представлял, как может быть неуютно и плохо на душе, если поссориться с мамой, поступить ей наперекор, почувствовать себя от нее отдельно. Мама купила пирожное, поставила на стол и предупредила ребенка, чтобы он пирожное не трогал, так как оно - для гостей. Ребенок все-таки не удержался, отломил и съел кусок и тут же испытал никогда раньше неизведанное им чувство вины перед матерью, чувство отдельности от нее. В тесте пирожного не было никакого ядовитого вещества, которое внесло в душу ребенка смятение, стыд, вину. Вкус этих чувств пришел в душу не из пирожного, а из самого поступка.
После того как Адам и Ева попробовали запретный плод, по их душам расползлось ранее неведомое чувство вины пред Богом, чувство отдельности от Него, страха, что Бог узнает и накажет их. В первый раз был испытан людьми вкус тревоги, смятения и греховной тяжести. Таким образом, они впервые познали, что такое зло. Недаром и дерево названо деревом познания добра и зла.
Обычно на уроке спрашиваю у детей: «А что, если бы Бог не с этого, а с другого дерева запретил людям есть плоды, а они бы съели, пришло бы в их душу такое плохое состояние?» Постепенно дети понимают, что дело не в необыкновенном свойстве плодов, а в непослушании Богу. С какого бы дерева ни сорвал плод, вообще чтo бы ни сделал наперекор Богу, сразу же изведаешь тяжкий, противный вкус греха, который омрачит совесть. Зло растворившееся в душах первых людей. - это не вкус плода, а вкус самого их поступка. Когда человек, еще ни разу в жизни не лгавший, первый раз говорит неправду, он вкушает запретный плод и ОПЫТНО познает, что такое ложь. Всякий, кто впервые позавидовал, разозлился, превознесся, открывает для себя этот грех, вкушает запретный плод с дерева познания. Правда, мы настолько сжились со грехом и настолько рано грех отведали, что и не помним этого первого вкушения. Может быть, и библейская история о том, что Адам и Ева попробовали запрещённый Богом плод, означает, что первый раз в жизни они сделали что-то плохое: возможно, обидели друг друга или солгали, возможно, проявили какую-то жестокость к окружающему миру. И так впервые испытали, каково зло на вкус. При таком понимании дерево - это образ единственного запрета, который имели от Бога люди: запрета на зло.
Так зачем же все-таки Бог насадил это опасное дерево посреди рая?
И правда, как было бы хорошо: не было бы этого дерева и были бы люди всегда в раю. И зачем Бог его насадил? Это интересует многих детей, но это интересует и тех, кто понимает библейскую историю символически, и кто видит в дереве образ всякого греха, всякого преступления Божьей воли. Зачем Бог поставил людей перед возможностью поступить Ему наперекор? Зачем Он дал им возможность Свою волю нарушить? Ведь Он всемогущий, Он мог бы создать для людей такое искусственное, парниковое житье, когда они просто бы не знали и не имели повода, и не умели бы делать ничего плохого. И вечно пребывали бы в таком блаженном, успокоенном, добром состоянии? Так зачем Бог такую возможность дал? Конечно же, не для того, чтобы подтолкнуть людей ко греху. Многие говорят: он хотел людей проверить, верны ли они ему? Исполнят ли они его волю? Зачем проверять Ему, Тому, Кто и так все знает? Он уже до сотворения Адама и Евы знал, что они согрешат, и знал, что от этого согрешения начнется страшная и кровавая, полная слез, отчаяния и горечи человеческая История. Бог это все знал всегда.
Разрушение, малодушие, месть - это запретные плоды, которых хочет наше «я». Мы отказываемся от них ради Бога и при этом свое «я» свергаем с трона, и освобождается в нашей душе место для воцарения Бога. И Бог входит в нашу душу. И взамен того, от чего мы отказались, Он награждает нас своим присутствием и Любовью.
Так и первые люди, Адам и Ева, если бы остановили себя, тогда бы познали, что есть ДОБРО. Дерево посреди рая, его плоды можно понимать как предложение Бога совершить жертву и в награду за это испытать Любовь Бога.
Оказывается, и грех нужен - затем, чтобы на пороге греха, в момент преодоления его рождалась бы любовь к Богу. Всякий момент жизни мы словно на распутье у большого камня с надписью, стоим перед выбором. Человек познал бы самую прекрасную, самую высшую любовь, если бы отказался совершить грех. Но он не отказался и познал грех. Ему именно через это древо давался рай еще в. большей степени. Но человек потерял рай вместо того, чтобы увеличить райскую радость. Теперь ищи, человек, рай в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. И с момента первого греха все долгое время житья на земле все человечество решает одну большую задачу: все человечество учится Любви.
В каком же месте находился рай и куда Адам и Ева из него ушли?
Некоторые считают, что рай находился на небе, другие говорят, что он был в Междуречье.
Думаю, и детям, и взрослым понятен такой пример.
Вот человек поссорился в семье со своими близкими, разгневанный, сердитый, хлопнув дверь, он вышел из дому, дошел да ближайшего парка и сел на скамейке. Сквозь листву льется солнечный свет, гладит кожу ласковый, мягкий ветерок, сладким ароматом благоухают цветы. Но человек на скамейке стискивает зубы, смахивает слезы все больше и больше распаляется гневом его сердце, все больнее и тяжелее ему.
Что же получается? Этот человек находится светлым солнечным днем в красивом парке. Но он не видит, не принимает внутрь своей души радости этого солнечного дня, ведь все место а его душе занято, «до отказа» забито болью, конфликтом, обидой. Человек, вроде бы, в этом дне и в этом парке, но в то же время ни день, ни парк для него не существуют.
После того, как Адам и Ева первый раз попробовали делать плохое, ранее неведомое ощущение греха, зла расползлось по их душам и заполнило их. И какие бы чудесные цветы ни распускались в Раю вокруг Адама и Евы, и как бы ярки ни были небеса, и какой бы чистой свежестью ни веяло от ручьев и рек, и как бы ароматны и сочны ни были плоды, и как бы нежно ни пели птицы, всего этого для Адама и Евы как бы уже и не было, потому что с прежней полнотой охватить райскую радость своей душой они не могли. Не могли взять окружающий их рай в свою душу, почувствовать его близко, со всей силой и яркостью.
Грех - смерть души. И после него начались в душе борьба, разрушение, разложение, и теперь человек был обречен все воспринимать сквозь мутную, больную пелену этого разложения. И поэтому, даже оставшись жить на прежнем месте, Адам и Ева все равно будут не в раю, ведь РАЯ БОЛЬШЕ НЕТ В ИХ ДУШАХ.
Изгнание согрешивших людей из Рая понимают не как пространственное перемещение из лу шего места в худшее. А именно так, что люди сами изгнали из своих душ рай, заменив безмятежный внутренний покой и чистоту совести, радостное слияние с красотой Божьего мира на кипение страстей, на длительное умирание души. Обычно сторонники такого мнения предполагают, что Раем был один из прекраснейших уголков земли и чаще всего называют район Междуречья. Но, как бы то ни было, очевидно, что человек изнутри лишил себя Рая, и возвратиться в Рай ногами невозможно. Чтобы, находясь в Раю, принять Рай в себя и насладиться им, НАДО ВЕРНУТЬ СЕБЕ ЧИСТУЮ РАЙСКУЮ ДУШУ.
Многие могут возразить: «А как же ураганы, мороз, зной, вирусы, микробы, яды, дикие звери?» Вот столкнулся бы с этим райский человек, и результатом была бы смерть?.. Но дело в том, что зной и мороз, яды и звери не опасны, это мы ослаблены грехом и, сталкиваясь со всем этим, разрушаемся. Ведь взаимодействуем мы с миром неправильно. Живя по хотению своего «я», мы действуем наперекор Божьему порядку, как автомобилист в потоке уличного движения, едущий наперекор дорожным правилам.
А сияющая чистота райских душ и состояла именно в том, что в них, в этих душах, главное место не было занято никаким кумиром: ни свое «я», ни богатство, ни жажда власти не были их идолом. Всей душой они ощущали, что настоящий центр мира - Бог, и видели место и назначение всего окружающего и согласно могли со всем взаимодействовать.
Человек был в дружбе с природными стихиями, растениями, животными, птицами, рыбами. Кстати, это радостное состояние невражды, неборьбы и называется словом «смирение». И весь первый человек: его душа и его тело - весь он был храмом, домом, достойным того, чтобы в нем жил Бог. Во взгляде, голосе, движениях, словах, поступках Адама и Евы можно было ощутить Божью благость, любовь, красоту, Его величие и совершенство.
Можно догадаться и о том, что именно смирение, гармоничное, непротиворечивое соединение с Божьим порядком в мире делало здоровье людей неуязвимым, организм нестареющим и нетленным.
Так неужели слова Бога «смертию умрете» были неправдой, ведь, съев плод, Адам и Ева не упали тут же замертво?
Таким образом «смертию умрете» означает преход из высшего качества в низшее качество, из высшего мира - в низший, из высшего измерения, более сложного и прекрасного - в более примитивное. Откусили Адам и Ева запретного плода и мертвыми не упали, но перешли в новое качество. Теперь им уже невозможно даже представить рай, невозможно никакими силами души вспомнить, что он такое. После того, как Адам и Ева отведали грех, человечество стало таким, каким мы его знаем. Все вокруг нас рождается и умирает, но другого, качественно более высшего мы представить не можем. Мы стали как бы треугольниками и квадратами, «живущими» только в плоскости, которым никогда-никогда «не представить» себе ни объемного пространства, ни что такое куб. Но из этого есть выход.