Благовещенье Пресвятой Богородицы.

Учитель.

         Ребята, какие сейчас светлые, хорошие дни! А вы этой весной смотрели в небо? Какое оно, весеннее небо? Такое же, как зимнее или совсем особенное?

Дети откликаются, учитель помогает.

Небо очень высокое и глубокое, пронизанное светом, дышит жизнью, молодостью. И небо, и воздух пахнут весной, молодостью, свежестью.

Учитель.

         Так вот, ребята, есть такой праздник. Самый праздник, даже его название вдыхает в нас все это: ощущение весны, небесной высоты, запах оживающей зелени, веяние свежего неба. Этот праздник – Благовещенье Пресвятой Богородицы. Как скажешь «Благовещенье», так и почувствуешь: тишина, свет и подснежники.

Повторение

Учитель.

Вопрос: Благовещенье – один из Богородичных праздников, а как вы понимаете это слово «Богородичный праздник»?

(этот праздник, которым отмечаются важнейшие события из земной жизни Божьей Матери – Богородицы)

Если были ранее соответствующие беседы, можно поставить вопрос: Есть два Богородичных праздника, которые говорят нам о Её детстве, какие это праздники?

Дети называют, а учитель показывает классу репродукции икон: Рождество Пресвятой Богородицы и Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Учитель на доске, а дети в тетради записывают названия праздников и их даты.

Учитель продолжает.

         Еще один Богородичный праздник – это Благовещенье. Он отмечается

7 апреля. В этот день празднуется событие, произошедшее уже не во время младенчества, а в годы юности Девы Марии. Вы знаете, что с трех лет будущая Божья Матерь была приведена родителями в храм, и там жила до тех пор, пока не стала юной девушкой. В храме у нее было три самых любимых занятия: молитва, чтение Святого Писания и рукоделие. По своему опыту мы знаем, что  обычно, когда нет несчастья, люди ленятся молиться, но помня, что это обязанность, заставляют себя утром и вечером вставать на молитву. Те же, кто перебороли свое нехотение и лень и молятся много, говорят: чем больше молишься, тем больше хочется молиться. Молитва становится живой драгоценной ниточкой, соединяющей Бога и душу человека. По этой ниточке человек посылает Богу самые свои сокровенные мысли и  чувства и ощущает,  как Бог отвечает ему, касаясь его души. Такая молитва – живой разговор с Богом даже. Если просто с хорошим человеком  поговоришь, то становишься богаче. Какую  же теплоту в душе и какую радость приобретает человек, поговорив с Богом. Для Девы Марии молитва была любимым занятием, а не тяжелой обязанностью потому, что она молилась много, искала каждую свободную минуту, помолится еще и еще, еще и еще встретится душою с Богом. Храму нужны были дорогие красивые занавеси, священнические облачения, их и расшивала золотом, пурпуром, жемчугом,  драгоценными камнями Дева Мария. Когда же она совсем выросла и стала совсем взрослой девушкой, то священники задумались, а с кем же ей жить дальше?

         Родители её, праведные Иоаким и Анна к этому времени отошли в вечность, а других близких родственников у Девы Марии не было. Раньше юные девушки поодиночке не жили. Надо, чтобы у Девы была семья, где защитят, помогут, поддержат. И вот Бог так устроил, что нашелся старый человек, Иосиф, он занимался плотничеством. Жена его давно умерла, у него были взрослые сыновья и дочери. Иосиф договорился со священниками, что Деву Марию обручат ему (пообещают в жены), тогда его семья станет Ей родной.

         Она будет жить в доме Иосифа, все люди будут знать, что Она не одна и Её никто не посмеет обидеть. Иосиф пообещал, что по – настоящему мужем Девы Марии он никогда не станет. Ведь она дала обещание – жить только для Бога и никогда не выходить замуж. Иосиф сказал, что будет Ей как отец, а не как муж. Будет Ей  защитником, старшим другом, а его сыновья и дочери будут Деве Марии как сыновья и сестры. Дева Мария обручилась Иосифу и переселилась в его дом. Она помогала вести хозяйство, трудилась в его доме, а каждую свободную минуту стремилась или молиться или читать Библию. В Святом Предании говорится, что однажды, открыв книгу пророка Исаии, Она прочла, что Спаситель мира придет на землю, родившись от Девы. По Преданию, Она воскликнула: «Как свята и прекрасна должна быть эта Дева, мне бы хотя б увидеть её или быть у нее служанкой!» И в этот момент пред Ней предстал архангел Гавриил, который сказал ей, что та Дева, о которой тысячелетия назад предсказывали пророки, которая в разных чудесах была явлена древним людям, есть Она Сама. Ей, Деве Марии, назначен Богом великий удел – стать  на земле матерью Бога Сына, приходящего в мир спасти человечество от греха.

Передав своими словами, содержание и смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, учитель закрепляет начальное понимание зрительной опорой – проносит перед участниками беседы репродукцию с иконы. Если же беседа ведется с детьми, то нелишне комментируя образ ввести дополнительный пересказ: «Вот Архангел Гавриил, он сияет неземным светом, он передает всемогущую Божью волю, но на земную Деву смотрит с благоговением, приближается к Ней как к святыне и говорит Ей: «Богородице, Дево, радуйся….»

Дева Мария наклонила голову, слушает очень внимательно, каждое слово берет в глубину своей души …… .

Учитель.

А вот как об этом же событии рассказано в Евангелии.

Учитель читает о Благовещении Пресвятой Богородицы по Евангелию (Л., гл.1)

Хорошо, поработав над русским отрывком Евангельского текста, прочитать этот же отрывок на церковнославянском языке. При этом, учитель читает на церковнославянском по предложению, а ученики, только что подготовленные, переводят каждое предложение по догадке на русский язык. Такая работа обычно очень увлекает детей.  

Уместно также напомнить

Что так как Бог вездесущ и везде одновременно находиться целиком, то и воплотившись, Бог Сын остался в Троице неразлучен с Отцом и Святым Духом, продолжая управлять всем миром. (Например, в каноне Ангелу-Хранителю: «Ты ми Христе Господь, Ты же и сила ми, Ты ми Бог, Ты ми радование. Не оставль недра отча, но милостию нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову: силе Твоей слава Человеколюбче.»)

Следующий смысловой этап этой беседы направлен на то, чтобы от усвоения события перейти к углубленному философскому пониманию. Приводимый далее диалог может быть основан на предварительно данных информации, например, в уроке «О скорлупе». Или же, если приводимые ниже вопросы затрагиваются впервые, то вопросами учитель обостряет внимание, а своими же ответами на эти вопросы разъясняет трудное.

 Вопрос: Кто послал Ангела?

 (Бог)

Вопрос: О чем известил Ангел  Деву Марию?

 (О том, что Бог родится от Нее, и Она станет Его Мамой).

Вопрос: Как же так может быть?

 ( Бог не начинает жизнь с рождения от Девы Марии, Он так только приходит в наш мир, внутрь нашей скорлупы, принимая видимое, ощутительное состояние.) В Ней Бог создает человеческое тело для Своей земной жизни.

Вопрос:Исус Христос – Богочеловек Как вы понимаете это слово?

Вопрос: Подумаем о нашем, простом человеческом рождении: до своего рождения мы были? Кто сначала: ребенок или мама? Выбираем ли мы маму? А Бог?

Вопрос: Как же не рухнул, не исчез, не рассыпался весь мир, когда Бог пришел на землю?

 (Придя на землю, Бог ниоткуда не ушел, продолжал быть вездесущим).

Наконец, еще один важный этап этой беседы.

Драгоценно пробудить личное отношение слушающих к Божьей Матери, помочь потянуться к Ней сердечной теплотой, помочь тому душевному движению, которое не останется без ответа Пресвятой Богородицы. Смысловой же переход к этому этапу можно сделать, заострив внимание на слове «Радуйся!» в приветствии Архангела Гавриила.

Учитель.

 Мы, приветствуя, говорим: «Здравствуй!», и этим словом желаем здоровья, а в церковнославянском языке есть приветствие «Радуйся!» - пожелание духовной радости. Такое приветствие мы научились от Архангела Гавриила говорить Пресвятой Богородице.

Можно об этом слове поговорить подробнее.

Вопрос: А теперь вот о чем давайте поговорим.… Когда мы приветствуем друг друга, то какое говорим слово?

(Здравствуйте!)

А что это слово означает?

(Будьте здоровы!)

          А знаете, в древности, когда приветствовали, говорили не «здравствуйте», а «радуйся», то есть выходит, что сейчас больше обращают внимания на тело, и в первую очередь желают здоровья телу, а раньше в древности, когда увидев человека, говорили ему «радуйся», на что же, значит, больше всего обращали внимание?

(На состояние души. Радуйся -  означает пусть твоя душа будет светлой и ясной, как безоблачное небо).

         И вот Архангел Гавриил приветствуя Деву Марию, тоже сказал ей не слово «Здравствуй!», а слово «Радуйся!». Верующие люди почитают не только Исуса Христа, который страдал за наши грехи на Кресте, но и Его Мать, слагают Ей, Пресвятой Богородице, поэтичные, полные любви молитвы и в этих молитвах люди обращаются к Пресвятой Богородице со словом «Радуйся!».

Работа над текстом Архангельского приветствия Пресвятой  Богородице. Можно предложить детям записать эту молитву в тетради церковнославянским шрифтом, можно предложить выучить наизусть. Хорошо еще поработать над отрывком из канона Пресвятой Богородице, побудить детей задуваться над смыслом слов Икоса….

Какой бы текст ( молитвенный или художественный) обращенный к Пресвятой Богородице не предлагался бы, воздействие его будет сильнее и глубже, если после чтения и комментариев  катехизатора, прозвучит пение только что обдуманного текста. Одновременно с пением хорошо по рядам слушающих пронести репродукцию иконы Благовещения,, но желательно другую, не ту, что в первый раз.

Перед смотрением иконы задание.

А теперь посмотрим еще одно изображение того, как Архангел Гавриил говорит Деве Марии, что Она родит Исуса Христа, станет Его Матерью.

… И еще смотря на человека, даже по его виду мы можем догадаться, какой Он (нежный, мягкий или резкий, грубый; трусливый или храбрый, добрый или жестокий; открытый или хитрый) это как-то идет от человека, чувствуется.

Вопрос: Вот вы посмотрели на то, как стоит Дева Мария, как смотрит, как наклонила голову, и скажите, что вы о Ней почувствовали?

Пение отзвучало, учитель прошел по рядам, все посмотрели на образ и вопрос повторяется. Кроме иконы «Благовещение», обычно на классную доску помещаю такую репродукцию:

Вопрос касается и этой иконы.

Что же почувствовалось?

(Нежность, чистота, свет, радость, доброта, жалость ко грешному, страдающему миру, любовь ко всем.)

Вопрос: Так какая Она Пресвятая Богородица? 

               К кому протянула руки?

(Хочет всей душой  дотянуться до Бога, Свого Сына Исуса Христа)

Вопрос: А о  ком просит?

(О мире: бедные-бедные люди, научи их побороть грех, не  отдай их после смерти диаволу.)

Вопрос: А наклон головы? Когда так наклоняют, когда спорят или когда соглашаются? А с Кем и с чем соглашается Пресвятая Богородица?

(С Богом, с Его волей)

Интересной концовкой беседы может быть рассказ о православных традициях, связанный с праздником.

УЧИТЕЛЬ. Раньше на праздник Благовещения бытовал обычай выпускать на волю из клеток птичек. Птиц ловили осеньюне для того, что бы мучить неволей. Птица пережидала холодное и голодное время в теплом доме, а по весне, в светлый тихий день Благовещения ее выпускали на волю, Я прочитаю вам коротенький рассказик, он называется «Воспоминания бабушки»:

«Долго выбирали мы птичку, спорили, какую лучше купить «на выпуск»: если взять слабенькую, маленькую, которую нам очень жаль, то ее, может быть, воробьи заклюют, лучше вот эту, здоровенькую, которая живо прыгает.  Наконец, птица выбрана, а мы отправляемся с клеткой в руках в ближайший городской парк. Особенно хорошо я помню один год. Открыли мы клетку, а птичка не выскакивает, сидит, нахохлившись и не двигается. Мы смотрим на нее и не знаем, что делать. И вдруг на дереве где-то громко чиркнула птичка, наша пленница встрепенулась, осторожненько скок-скок к открытой дверце, и тут наша серенькая взмахнула крылышками и прямо, как стрела полетела вверх, на самую макушку большого дерева. Такая радость была в ее взлете, что я поняла, как хорошо ТАК праздновать эту чудную весть, которую принес ангел Деве Мари.

Стихотворение Туманского:

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленницы моей.

Я рощам возвратил певицу,

Я возвратил свободу ей

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня

И так запела, улетая

Как бы молилась за меня.