О том, что Бог – Пресвятая Троица. (тема изложена монологически) Подробный конспект урока-диалога «Бог – Пресвятая Троица») О том, что Бог есть Дух невидимый, невещественный, бестелесный. Бог непостижим. (Тема изложена монологически) О том, что Бог одновременно находится везде. (Тема изложена монологически) О том, что Бог вечен. И о том, что вечность – это единое настоящее, охватывающее и прошлое, и будущее. (Тема изложена монологически)О том, что Бог есть Дух невидимый, невещественный, бестелесный. Бог непостижим.Всякому человеку очевидно, что не может быть дома без строителя, картины без художника, платья без портного. Так же должно быть очевидно, что раз есть сотворенный мир, то есть и Творец. Но тогда почему же, несмотря на это, многие люди считают, что Бога нет, остаются неверующими? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к примеру. Представьте, что какая-то мать родила своего ребенка в темнице без окон, и он никогда не выходил из нее, а потом мать стала бы рассказывать ребенку о голубом небе, о зеленей траве, о ярком солнышке. Сможет ли ребенок поверить, что все то, о чем говорит мать, действительно существует? Сможет ли он понять, представить то, что стоит за ее словами? Она скажет: «Трава зеленая». А он спросит: «Что такое трава? Как это зеленая?» Как объяснить ему, что стоит за этими словами? В его опыте ничего такого нет, и поэтому все слова для него будут пустыми. Если у матери нет кусочка зеленой ткани или бумаги, то объяснить значение слова «зеленая» она не сумеет, а ребенок скажет, что она все выдумала и ничего такого, о чем он услышал, нет и быть не может. Хотя, скорее всего, слова матери ребенка взволнуют, он, скорее всего, почувствует в них что-то смутно неуловимое, притягательное. Но это потому, что мать все это видела, а он рожден от нее. Ребенку настоящей, на самом деле существующей кажется его душная, тесная тюрьма, где нет ничего, кроме черноты. И ему кажется, что большой, светлый мир не существует. Но мы-то знаем, что мир за пределами тюрьмы есть, существует на самом деле, несмотря на то, что ребенок в темнице его не может представить. Мы можем объяснить, что ум ребенка не вмещает мира, потому что никогда с ним не встречался, он способен верить только в то, с чем соприкасался, он может верить, что есть его мать, стены, пол и потолок тюрьмы. Ребенок имел опыт черного цвета и не встречался со светлым и цветным. Мы же, люди, имеем опыт видимого, телесного, вещественного, материального и очень мало соприкасаемся с невидимым, невещественным, духовным. Наше сознание привыкло к тому, что все, что нас окружает в жизни, мы можем потрогать руками или увидеть глазами: таковы мебель, одежда, пища, растения, животные, люди, вода, огонь, планеты и звезды. Даже воздух не является невещественным и невидимым, специальными приборами можно увидеть частицы (молекулы кислорода, азота и т. д.), из которых воздух состоит. Поэтому нашему сознанию надо сделать усилие, нашему уму надо как бы отправиться в полет, чтобы представить, что есть что-то такое, даже Кто-то такой, Кто не состоит из вещества, не состоит ни из каких частиц, не имеет тела, размера, массы, его нельзя увидеть глазами, потрогать рукой, но он все-таки есть, действительно существует. Это представить очень трудно. Чтобы было немного легче, давайте вспомним про наши мысли. Вы, видели когда-нибудь свои мысли? Держали в руках? - Нет! Не видели, не держали... Но они же есть! А радость? А удивление? Состоят ли из вещества? Имеют ли тело? И мысли, и радость, и удивление невещественны, бестелесны, духовны. Пришла пора сказать, что о Боге нам открыто, что Он есть Дух невидимый, невещественный, бестелесный. Дух – не значит воздух. Примеры мысли, радости только помогают нам немного понять эти названные Божьи качества, но приравнять Бога к нашим мыслям или к нашей радости, конечно, нельзя. Бог непостижим. Некий царь спросил мудреца о том, кто есть Бог. Мудрец просил два дня для обдумывания ответа. Придя через два у дня, он просил царя дать четыре. А потом ему потребовалось, восемь дней, потом шестнадцать... Чем больше мудрец думал о Боге, тем все более невместимые высоты и глубины являлись ему. И, наконец, мудрец сказал царю: «Я понял о Боге то, что Он непостижим». В Святом Писании Сам Бог спрашивает нас: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Исаия, 40:20). И вновь пророк повторяет этот вопрос: «Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Исаия, 40:18). Как у ребенка не было ничего в окружавшей его обстановке, по подобию чего он мог бы представить зеленый и голубой цвета, так и в чувственном вещественном мире, во всем нашем опыте и знании нет ничего такого, чему мы могли бы уподобить Бога. Ни одно сравнение не дает нам возможности увидеть и понять, каков есть Бог на самом деле, во всей полноте.
О том, что Бог одновременно находится везде.Представьте, что вам поручили обслуживать механизм, который расположен на площади размером с наш город. В этом механизме множество взаимосвязанных деталей, кнопок, колесиков, шестеренок. Сможете ли вы наладить согласованную работу этого огромного, сложно устроенного механизма? - Конечно, нет. Пока вы управляете его работой в одном месте, что-то сломается в другом, вы - туда, в это время в третьем месте - еще одно повреждение. Возможно, вы скажете: "Чтобы этим механизмом управлять, мне надо быть сразу, одновременно, во всех местах". Мир - это сверхсложнейший механизм, столь огромный, что ум не находит его пределов. И, восхищаясь многосложностью, красотой и совершенством мира, мы понимаем не только то, что мир этот не мог сам собой случайно составиться, но также и то, что все сотворенное необходимо ДЕРЖАТЬ в единстве, согласовывать все процессы, все движения от микроскопических до космических, обеспечивать течение общей жизни Вселенной. При этом Бог больше Вселенной. Вы сейчас задумались над содержанием статьи, а Бог рядом с вами, в вашей комнате и в вашей душе. Он слышит ваши мысли, движения вашего сердца, чувствует ваше настроение, знает, что с вами будет через минуту, через час, через год, к концу вашей жизни. Бог знает, что вы сделаете, подумаете, почувствуете. Но в этот же самый момент Он и на улице. Он всматривается в душу каждого человека и поддерживает жизнь его организма. Он строит зеленое тело каждой травинки и растит каждую веточку и каждый листочек на дереве. Если в этот же самый момент в Африке, и в Америке, и на Дальнем Востоке люди попросят Бога о помощи, Он будет рядом с ними и подаст просимое. И одновременно Бог и в глубинах океана, и в движении планет и звезд. Он проявляет свое мудрое руководство, управление в смене дня и ночи, в смене времен года, в созревании плодов, в солнечных, лучах, в дождях, снегах, бурях. И Богу не надо летать, перемещаться из одного места в другое. ОН сразу ВЕЗДЕ, одновременно ВО ВСЕМ, ВСЕ ДЕРЖИТ. Поэтому и называем мы Господа Бога Вседержителем и вездесущим, то есть везде находящимся. Многие люди, чаще дети, когда слышат об этом, спрашивают: "А что— Бог такой длинный? А что— Он растекается по всему миру как газ?" - Нет, это не так. Бог присутствует одновременно в каждой точке ВЕСЬ ЦЕЛИКОМ. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Причем Бог не распределяется по частям во всем пространстве Вселенной, Бог не имеет частей, но Весь находится везде и всецело. Не частию какою в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но Весь во всем, и Весь выше всего". Сначала кажется — это понять очень трудно. Но представьте учительницу перед группой первоклассников, маленьких ребятишек, которых она очень любит. Вот она заговорила с одной девочкой, в свое внимание, всю свою любовь и заботу она направила на эту ученицу, потом учительница сосредоточилась на другом ребенке и всю себя, всю свою душу направила к нему. Ее любовь не делится по частям между детьми, да любовь и не может делиться – ведь она не состоит из частей. Бог – самая большая любовь. ОН ВСЕСИЛЕН и ВСЕМОГУЩ. И Он может всего Себя вкладывать во все одновременно. Он находится в месте таинственном и недоступном даже ангелам. Не на небе воздушном, не в вещественном космосе, куда летит космический корабль, а на духовном небе, которого нельзя достигнуть привычным нам материальным движением, там невещественны ПРЕСТОЛ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, оттуда Бог всю Свою Любовь, Заботу, Бережение, Разум, Всего Себя направляет и вкладывает в каждую точку сотворенного Им мира. Таким образом, Бог одновременно и всецело находится везде. ПРИМЕЧАНИЕ Если эту новую богословскую мысль о вездесущии Бога учитель будет доносить до детей в виде своего пространного рассуждения-монолога, то интерес слушающих может вскоре угаснуть. Хорошо если это новое для них философское открытие будет венчать их собственную душевную работу. Некоторые темы в этом пособии даю в монологическом изложении, и предлагаю Вам составить по ним свой урок-диалог, подумав какими вопросами, заданиями можно дать детям толчок к такой душевной работе. Если Вы уже читая материалы о Боге невидимом Духе, о Его вездесущии попытались представить свое общение с учениками на эти темы, то Вам, возможно, будет интересно сравнить свои находки с тем, какие диалогические средства использует в общении автор для донесения этих же самых мыслей. Так я старалась, чтобы мысль о вездесущии Бога родилась как естественное продолжение работы по вдумыванию и вчувствованию в гармонию мира. То есть, удобно начать новый урок с повторения приобретенного на самом первом уроке, с умения чувствовать Бога, Его замысел в любом, даже самом малом Его творении. Помогая детям подняться к созерцанию и чувствованию бесчисленности этих творений и множества их связей, учитель одновременно открывает детям необходимость Божьей заботы, бережения во всех местах безграничного мира. А от этого приводит их мысли о вездесущии Бога. То есть, разговор начинается с того же самого, что было на первом уроке, только подается оно в другом виде другими средствами, новое же естественно, неприметно нанизывается на повторяемое, продолжает, надращивает ранее усвоенные мысли.
Учитель показывает фотографию.
Сейчас я подойду к каждому из вас с этой фотографией, а вы всмотритесь, запомните, закройте глаза и постарайтесь сделать так, что когда я отойду, вы с закрытыми глазами все-таки будете видеть эту веточку, и когда вот так глазами сфотографировать удастся, вы тогда приблизьте к веточке ваш ум и ваше сердце... Почувствуете ли вы за маленькой веточкой Кого-то Живого и Великого, очень большой Разум, очень большую Любовь? Учитель включает музыку (удобен диктофон с аудиокассетой) и медленно идет от ученика к ученику, задерживаясь перед каждым и давая ему всмотреться в фотографию. Музыка должна быть полной жизни, похожей на весеннее пробуждение. Сама я включаю «Полет кондора». Один за другим дети замирают с закрытыми глазами. Тишина со светлым потоком музыки все больше наполняется духовной сосредоточенностью детей. Обойдя всех, учитель «пробуждает» аудиторию вопросом: Кому удалось умом и сердцем увидеть больше, чем глазами? А потом учитель помогает детям подняться на следующую ступеньку.
Отвечая, дети вместе с учителем продолжают работу по повторению и углублению, удивляясь строению новых и новых творений, замечая новые связи между ними. Растет чувствование мира как симфонии. Учитель старается еще более приблизить детей к мысли о вездесущии Бога.
Вопрос: А чувствуете ли вы, что Бог не только создал все в этом мире и соединил... Но создав все, что еще Бог постоянно делает? Ответ: Бог постоянно все это поддерживает, обо всем заботится, не допускает созданному испортиться, рухнуть, следит, чтобы не нарушилась согласная жизнь мира. Как в доброй семье папа и мама устанавливают между своими детьми отношения бережения и заботы, так Бог велит большим и малым помогать, служить друг другу (солнцу всем светить, воде всех поить, растениям вырабатывать кислород, почве питать нужными веществами). Да и весь мир похож на Дом, уютный, с любовью украшенный и ухоженный заботливым Главой семьи: растения корешками сосут землю как материнскую грудь, листочки в почках, цветки в бутонах как младенцы в пеленках, почву называют кормилицей.
Вопрос: А если бы у каких-либо родителей было бы столько детей, сколько у Бога творений, справились бы они с заботой о них? Почему?
Как и в примере с огромным по площади механизмом, дети понимают: «Чтобы все держать, надо быть везде».
Риторический вопрос учителя: Как же Бог везде успевает, во всех местах, ко всем, к большим и к малым? Как у Бога получается держать все, жизнь всех? Учитель: А вот задумаемся вот над чем. У мамы много детей. Конечно, не столько, сколько у Бога творений, но много. Мама любит их всех. Как вы считаете, она изливает из души любовь сначала на одного ребенка, а остальным ничего не остается, потом – на второго, потом на третьего? А может она делит свою любовь на части, и до каждого ребенка доходит не вся мамина любовь, а только назначенная ему доля? – Нет, мама сразу в каждый момент всю любовь отдает и первому ребенку, и в этот же самый момент – всю любовь целиком получает и второй, и третьему в это же время достается вся любовь целиком. Смотрите, какое чудное свойство у любви, у вещественных материальных предметов такого свойства нет. Всякий предмет стол ли, человек ли может быть только в одном месте, а любовь может излиться в разные места, на разных людей и вся целиком быть и с одним человеком и в это же время – вся целиком с другим человеком, и с третьим, и с четвертым, не разделяясь на части. Вопрос: Может теперь вы сами догадаетесь, почему Бог может держать, соединять друг с другом, приводить в жизнь все свои творения? Как Он везде успевает? Ответ: Потому что Бог - невидимая Любовь, Он может одновременно из всех семян выводить ростки, растить все травинки и деревья, во всех морях и реках из икринок выводить рыбок: из молекул, видных только в самый сильный микроскоп, строить железо и воду, газы и все другие вещества; в это же время управлять ветрами, звездами, планетами. Ему молятся одновременно миллионы людей в России, и в Европе, в Африке и в Америке. И Бог слышит всех сразу и отвечает сразу на все молитвы. И Бог не летает от человека к человеку, от травинки к травинке, от звезды к звезде. Нет, Бог сразу находится во всех местах, нет такого места, такой точки хоть где-нибудь, где не было бы Бога. Учитель: Потому что Бог везде находится, везде существует, Его называют вездесущим. Пишет на доске: Бог – невидимый, бестелесный Дух, вездесущая Любовь. Вот одна девочка слушала такое мое объяснение да и говорит: «А что же Бог такой длинный, такой большой?» Видите, сначала она услышала, что Бог Дух, потом подумала, что Он очень большой, и Бог представился ей похожим на что-то неживое, на теплоту, или на солнечный свет, или на воздух. Вопрос: А можно ли приравнять Бога к солнечному свету, воздуху, теплоте? (Нет. И свет, и воздух, и все энергии, и электрические поля сотворены Богом, они – Его творения. Они неживые, не любят, не думают, не заботятся. Чтобы быть в разных местах, тепло, воздух разделятся на части, а Бог всем Своим Существом, не разделяясь может весь быть в одном месте, и в другом и Весь во всех местах сразу.)
Учитель: Видите, когда человек впервые слышит о Боге, то представляет Его с человеческим обликом. Потом понимает, что это не так и отказывается от своего первого представления. И хочет сравнить Бога с природными силами или энергиями, но понимает, что Бог не такой, отказывается и от этого сравнения. И чтобы только мы не вспомнили такого, кого или что мы видели в жизни или о чем откуда-либо узнали, мы не найдем ничего такого, с кем или с чем можно было бы сравнить Бога, чему уподобиться. Во всем окружающем нас, во всем нашем опыте ничего и никого похожего на Бога нет. Даже назвав Бога Духом, Любовью, Разумом, мы представляем нашу маленькую несовершенную любовь и наш маленький несовершенный разум. А Они в сравнении с Богом как капля воды из крана в сравнении с океаном, полным жизни.
О том, что Бог вечен. И о том, что вечность – это единое настоящее, охватывающее и прошлое, и будущееУдивительно узнавать о Боге то, что Он вездесущий, находится сразу во всех местах, во всех точках пространства. Возможно, еще более изумит мысль о том, что Бог вечен. О том, что Он находится сразу и в том, что для нас было и прошло, и в том, что для нас есть сейчас, и в том, что для нас еще не наступило, а только будет. Давайте немного напряжем сознание и поймем различие между временем и вечностью. Человек мал и поэтому рассматривает жизнь по кусочкам. Наглядно это можно представить так: вот я повернула ладони ребром и держу их над столом на небольшом расстоянии друг от друга, направляю свой взгляд между ладонями и вижу небольшой ограниченный ими участок стола, этот участок для меня является настоящим. Вот я передвигаю ладони слева направо, настоящим становится второй участок, а первый участок уходит в прошлое, третий участок - будущее. Вот так же, по кусочкам, мы, люди, рассматриваем жизнь. Но я могу одновременно, сразу, смотреть на всю поверхность стола - при этом она вся для меня – настоящее. Бог так велик, точнее сказать, безмерен, неохватен, бесконечен, что смотрит на нашу жизнь с недосягаемой высоты. И вот перед Ним, перед Его взором и вниманием - тот миг, который мы проживаем сейчас, и тот, что был минуту назад, и тот, что был две минуты, час назад. Перед Ним сразу же, сейчас, и вчерашний день, и позавчерашний, и прошлый год, и то, что было сто, тысячу, миллион лет назад. И также в этот же самый момент перед Ним уже есть, уже существует то, что для нас еще наступит через минуту, час, день, год, через сто, через тысячу лет. И Бог своей любовью, заботой, вниманием находится сразу во всех этих прошлых и будущих моментах. И все-все эти моменты для Бога - это "сейчас". Итак, и прошлая бесконечность, и будущая бесконечность есть пред Богом сейчас, в одном неохватном для нас настоящем. И это настоящее, вмещающее в себя и прошлое, которому нет начала, и будущее, которому нет конца, и называется вечностью. Знаете, наверное, молитвенные слова: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веком. Аминь". "Ныне" означает сейчас, "присно" - всегда, непрестанно, беспрерывно. Этой молитвой Бог Пресвятая Троица славится в вечном настоящем. А можно ли найти в прошлом такой давний-предавний момент, когда не было Бога? И может ли наступить такой момент в будущем, когда Бога не будет? Некоторые еще задают вопрос: "Когда появился Бог или кто Его создал?" - Ответ таков: "Бог есть всегда. Его никто не создавал, и не мог создать, потому что Он и есть начало всему, "без Него ничто не начало быть". Согласитесь, все вокруг живое и неживое обладает существованием, свойством бытия. Про все можно сказать: это ЕСТЬ. И это бытие, свойство быть, существовать, во все вкладывает Бог, потому что Он изначально существующий. Человеку, чтобы построить дом, нужны кирпичи; чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы испечь хлеб, необходимо тесто. Бог же создает, творит все из ничего. Из ничего Бог вызывает тварь к бытию, потому что великое свойство бытия, существования Он имеет в Самом Себе.
О том, что Бог – Пресвятая ТроицаБывает так: задашь кому-нибудь вопрос: "Вы верите в Бога?", а человек отвечает: "Да, наверное, есть Что-то, какой-то Высший Разум, какая-то Высшая Сила". И сразу кольнет сердце, резанет по слуху неправильное, неподходящее слово "Что-то". Нет, так про Бога сказать нельзя, Он - не Что-то". Про Него обязательно надо говорить Кто, а не Что. Вы, конечно, понимаете различие между личностью и неличностью. Вот идет мальчик, он про себя знает, что он есть, он себя может назвать "я", он умеет мыслить, любить, радоваться, удивляться. Он - личность. А вот по комнате от батареи распространяется теплота, она ничего не знает про себя, не думает и не чувствует. Вот поэтому теплота - не личность, а просто энергия. Мы уже говорили не один раз о том, что Бог находится везде, во всех местах сразу, одновременно - и здесь, и за тысячу, и за миллион километров. Может быть, поэтому некоторые люди и останавливаются на таких словах, как "Мировой Разум", "Высшая Сила", как бы боясь, стесняясь произнести: "Небесный Отец, Спаситель, Господь мой и Бог мой". Но Бог - не безликая энергия, как, например, теплота. Он любит нас, любит и продумывает мир. Так часто люди, когда хотят представить Бога большим, чем Личность, на деле представляют меньшим. А может быть, представление о личности очень тесно связано в нашем сознании с внешним человеческим обликом? И, возможно, поэтому, когда некоторые люди начинают понимать, что Бог - это не старец на облаке с человеческим лицом, руками, ногами, что Бог - это невидимый Дух, то при этом теряют и понимание Бога как Личности. Но ведь личность - это не обязательно человеческий облик, это сознание, любовь, воля. Святая Библия и Церковное Предание учат, что Бог - единое живое Существо в трех Лицах, Верховная Личность, Бог - Пресвятая Троица. Посмотрим на икону "Троица" Андрея Рублева. В центре - Первое Лицо Пресвятой Троицы - Бог Отец, справа от Него (по-славянски "одесную") - Бог Сын, Второе Лицо Пресвятой Троицы, слева - Третье Лицо Пресвятой Троицы - Бог Дух Святой. И вот самый главный догмат православного христианства, то есть самая основная и святая мысль православия в том, что это не три Бога (так утверждать – грех многобожия), а единый Бог в трех лицах (по-гречески "ипостасях"). Чем дольше смотрим на эту икону, тем больше хочется смотреть на нее: фигуры Ангелов легки, стройны, воздушны; зеленый цвет в их одеждах - как сочная шелковистая трава, синий - как множество васильков, а золотистый, которого больше всего на иконе, - как поток ласкового солнечного тепла. Но, взирая на икону, мы не должны забывать, что Бог на самом деле, конечно, так не выглядит, Бог невещественен и бестелесен. Но, чтобы быть ближе и понятнее людям, Бог иногда являлся некоторым из них видимым образом. Например, Бог выводил людей из плена и шел перед ними в виде огненного столпа. А праотцу Аврааму Бог явился в виде трех Ангелов. Прочитав об этом в Библии, иконописец Андрей Рублев и написал икону "Троица". Но как же так может быть, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой -не три Бога, а один Единый Бог, как может быть Один в Трех и Три в Одном? Тайна Пресвятой Троицы непостижима человеческим разумом, и ответить исчерпывающе на этот вопрос невозможно. Но, чтобы помочь нам к этой тайне немножко приблизиться, Бог дал нам подсказку. Эта подсказка - наше яркое солнце. Солнце - это раскаленный плазменный шар, от шара постоянно рождаются лучи, и от шара постоянно исходит тепло, лучи несут это тепло миру. Шар - один, лучи - два, тепло - три. Мы насчитываем три, а солнце - одно. Одно - в трех, и три - в одном. Солнце - это, конечно, не Бог, как и вся природа, солнце сотворено Богом. Но солнце зримо подсказывает, напоминает нам о нераздельности и неслиянности Пресвятой Троицы. Огненный солнечный шар напоминает о Боге Отце, лучи - о Боге Сыне, тепло - о Боге Святом Духе. Раскаленный шар, лучи, тепло неотделимы друг от друга, шар, так как он раскален, не бывает без лучей и тепла; а в Пресвятой Троице нераздельны Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, и Отец не бывает отдельно от Сына и Духа. Но солнце не только нераздельно, оно и не слиянно: шар, лучи и тепло не растворяются друг в друге, и первое, и второе, и третье мы осознаем особо, самостоятельно. Шар не назовем лучами, тепло - шаром... Три Лица Пресвятой Троицы также не только нераздельны, но и не слиянны, неправильно на Бога Отца сказать, что Он же и Бог Сын, Он же и Бог Дух Святой,— нет, все три Лица Пресвятой Троицы самостоятельны. Раскаленный солнечный шар постоянно рождает лучи, и постоянно от него исходит тепло. В Пресвятой Троице Сын постоянно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой постоянно от Бога Отца исходит, и Бог Сын приносит, дает людям Бога Святого Духа. Рождение Бога Сына от Бога Отца происходит не так, как у людей, когда сначала живет отец, а сына нет, потом сын в семье родился, в дальнейшем сын в семье просто есть, но больше уже не рождается. Нет, Бог Отец никогда не существовал без Бога Сына и Бога Святого Духа. Сколько существует Отец, столько же существуют Помните, вечность - это один неохватный настоящий момент, охватывающий собой и бесконечное прошлое, и бесконечное будущее. И в этом вечном настоящем всегда от Отца происходит рождение Сына и исхождение Святого Духа. Это сначала понять трудно; но вспомним, что и солнечный свет не в какое-то мгновение (однажды) родился от солнечного огня (плазменного шара), а рождается постоянно; сколько существует огонь, столько же существует свет.
Бог – Пресвятая Троица(Как эта тема, раскрывавшаяся выше, может быть подана в уроке-диалоге)Учитель начинает беседу с рассказа: Один человек очень хотел изобрести полезную машину, неважно какую именно, только долго ему эта затея не удавалась. Он напрягал ум, старался представить эту машину, но как-то все в уме расплывалось, он не мог не придумать ее, ни выразить. Но вот однажды ночью этот человек внезапно проснулся, ему вдруг стало ясно, какой должна быть его машина, М Ы С Л Ь как будто постучалась в его ум, он ощутил как будто какой-то мысленный толчок. Человек вскочил с постели и поскорее бросился к столу … Зачем? – Да, правильно, скорее, скорее, записать то, до чего додумался, начертить машину, пока мысль не ускользнула, не потерялась, он торопился эту мысль выразить, зафиксировать, удержать на бумаге. Обратите внимание, чтобы мысль не ускользнула, ее выражают, одевают… чем? – Словами, записями, чертежами, музыкой, картинами, фотографиями. Учитель продолжает: Выходит, что слова бывают не только звучащие, не только те, что мы произносим и слышим. Можем мы сказать, что картина – это слово, музыка – это слово, фотография – слово? Почему? (Художник залюбовался на закат, захотел другим людям передать свое восхищение, но не стал рассказывать про закат, передавать его словами, он закат нарисовал, и красоту заката и свое чувство вложил в картину и передал другим людям. Раз картина от человека передает мысли и чувства другому человеку, значит, она тоже слово. То же можно сказать и про музыку, фотографию, чертеж). Есть такое высказывание: «Слово – одежда мыслей». Вопрос: О чем бы мы не думали, у нас в голове рождаются слова, наши мысли заключены, спрятаны в эти слова. А можно ли разделить мысль и выражающее ее слово? (Разделить нельзя, но все-таки мысль – это мысль, а слово – это слово, и это не одно и то же). Вопрос: А что от чего рождается, вот слово и мысль, что можно назвать отцом, а что сыном? (От мысли рождается слово, мысль – отец, а слово – сын). Учитель продолжает: Но давайте вернемся к человеку, придумавшему машину. Что же он будет делать дальше? – А потом изобретатель будет в уме держать мысль о машине, о том, какая она должна быть, и будет делать ее из железных деталей. Он будет оформлять, одевать свою мысль железом. Железная машина – тоже … Что? – Слово. Учитель : А теперь – внимание! Попробуем понять самую главную и самую трудную мысль беседы. Вот машина сделана. Она начала работать. В машине есть три: ее замысел, ее оформление, ее железное тело (то есть, слово, выражающее замысел), ее работа (то есть, жизнь машины). Вопрос: А можем ли мы эти три разделить, может ли быть работа без самой машины, или тело, строение машины без замысла, или замысел ни во что не одетый, не выраженный? Учитель: Вот авторучка, в ней три составляющие: корпус, стержень, колпачок . (Учитель показывает ручку). Но чем отличается соединение трех деталей в ручке от триединства замысла, формы и работы? (Ручку можно разобрать, детали отделить друг от друга, а замысел, форма и работа (жизнь) отдельно друг от друга не бывают).
Переход к новому этапу беседы. Учитель: То, что мы поняли о триединстве в машине, поможет нам размышлять о Боге. Помните, мы говорили, что Бог есть всегда, Он безначален, если мы будем нашим умом тянуться на миллионы, миллиарды лет назад, будем тянуться умом в прошедшую бесконечность времени, то никогда не найдем такого момента, такой точки, когда был создан, или, когда родился Сам Бог. Он есть всегда. И Он есть Любовь. А Любови необходимо любить, изливаться, заботиться, обогревать, беречь. Поэтому Бог не хочет быть один, и Он творит миры. Но не руками, не как строитель строит дом и не как ученый выращивает кристалл в колбе. В Библии сказано, что Бог сотворил все СЛОВОМ. Бог придумал миры, как поэт сложил песню. Когда человек придумывает стихи или песню, то рождение, приход, движение своей мысли одевает в слова, которые говорит или записывает. Бог мысли обдумывал, каким должен быть мир, все, что Он захотел создать, сделать существующим, не называлось, не записывалось, а тут же строилось, являлось. Мысль Бога выражалась, одевалась телесными словами, весь мир – Слово Бога. Бог захотел, чтобы у Его миров было место, и Мысль Его развернула бесконечные просторы, Он задумал, чтобы все, что Он создаст, жило во времени, и появилось время. Он задумывал из чего будет строиться всякое вещество, всякое тело, и из ничего, Мыслью Его были вызваны к существованию атомы, Бог задумывал воздух, и железо, и воду, и фосфор, и серу, и атомы слеплялись в молекулы и строились вещества. Пылинки, частицы веществ слеплялись в звезды и планеты. И это Его Слово. Бог продумывал законы их движения и согласно с Его мыслью, космос наполнялся порядком, двигался, как хотела Его Мысль, и это движение было Его Словом. Бог захотел, чтобы на планете Земля была жизнь. Бог думал, какой должна быть почва, какой вода, какой растительность. И выражая Его Мысль начинали струиться реки, поднимались горы, пробивалась трава… Весь вещественный мир, его телесность – видимое слово Бога. Но мир создан не как неподвижная картина, не как замершая скульптура. Как мастер запускает машину в работу, так Бог наполнил мир жизнью, все сотворенное Он привел в движение, все соединил связями, дал толчок для развития, для продолжения рода. Неверующие люди говорят: «В мире все совершается само собой, силами природы, но ведь когда мастер запускает в работу механизм, то механизм тоже работает вроде бы без участия мастера, но то, что механизм начал действовать говорит, что вначале была мысль построившего, да и за процессом работы человек все время наблюдает». Так своим вниманием, заботой, любовью держит Бог запущенный им в работу, в движение, в жизнь механизм мира. * Вопрос: Можно ли сказать, что в устройстве мира мы видим и чувствует нераздельное триединство? Что же с чем нераздельно? (Замысел мира, его вещественная телесность и жизнь мира). Учитель: Вот как бывает, мир один и насчитываем в одном три, и один на три не делится, а трем равняется. Вот и о Боге Церковь учит, что Бог Один, Единый, но в трех лицах. Надо запомнить три Лица, три Ипостаси одного Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Учитель пишет на доске и предлагает детям повторить имена Трех Лиц Пресвятой Троицы.
Учитель продолжает: Только не надо так понимать, что Бог Отец – дедушка, Бог Сын – дядя помоложе, а Бог Дух Святой – вроде как воздух. Пресвятая Троица – это не три человека и не три бога, а Один Бог. А если нам думать об этом очень трудно, то надо вспомнить наш мир. В замысле мира, в мысли, все в мире соединяющей, явил Себя Бог Отец, в телесных формах, в выражении мысли явил Себя Бог Сын( Его, Бога Сына еще именуют Бог Слово), животворится же мир Богом Духом Святым. Дух Святой – податель и Источник Жизни. На доске:
Учитель: Святой Григорий Богослов пишет: «Мысль была дело, которое производилось Словом, совершалось Духом». Вопрос: А однажды дети спросили у меня: «А кто главнее Бог-Отец или Бог Сын?» Почему это неправильный вопрос? И почему тем детям захотелось так спросить? Дети отвечают, учитель дополняет их ответы. (Спрашивать кто главнее нельзя, потому что Бог Отец и Бог Сын – один Бог. Как можно спрашивать: главнее мысль или слово, если как только явилась мысль, в этот же миг рождается слово, их невозможно разделить. Сколько существует Отец (а Он вечен), столько же (то есть всегда) с Ним Сын и Святой Дух. Всяким свойством Отца обладает и Сын и Святой Дух. Бог вечен, вездесущ, всемогущ – это значит и Отец, и Сын и Святой Дух вечен, вездесущ, всемогущ. А спрашивают так, потому что делают ошибку: когда слышат о Боге-Троице, то сравнивают с тремя людьми, потому что нам всегда хочется непонятное, тайное представить в виде чего-то знакомого, с чем мы уже встречались, но надо помнить, что нигде в мире нет ничего такого, к чему можно приравнять Бога. Но чтобы быть ближе и понятнее людям, Бог иногда являлся некоторым из них видимым образом. Например, Бог выводил людей из плена и шел перед ними в виде огненного столпа. А праотцу Аврааму Бог явился в виде Трех Ангелов. Прочитав об этом в Библии, иконописец Андрей Рублев написал об этом икону «Троица»).
Учитель вывешивает на доске репродукцию иконы, желательно большого формата.
Учитель: Но смотря на икону, мы не должны забывать, что Бог на самом деле, конечно, так не выглядит, Бог невещественен и бестелесен. Но невозможно ведь написать на иконе Мысль, и Слово, и Жизнь… Поэтому Бог изображен не так как Он есть на самом деле (этого постичь не могут даже Ангелы), а как Он открыл Себя людям, как возможно это было передать кистью и красками, как людям возможно воспринять… Вопрос: А чувствуется ли в иконописном образе, что Бог – Любовь? (Фигуры ангелов легки, стройны, воздушны, все их движение друг к другу, наклон их голов полны любовью).
Дети иногда обращают внимание на краски одежд, и говорят, что даже красками на иконе выражено, что Бог – Творец Мира: зеленый цвет в их одеждах – как сочная, шелковистая трава, синий – как множество васильков, а золотистый, которого больше всего на иконе – как поток ласкового солнечного тепла. Еще можно побеседовать о том, что раз мир сотворен Богом Троицей, то очень на многом можно найти печать триединства. Можно привести примеры триединства солнца, пространства (см. предыдущую статью). Только при этом надо оговариваться, что Солнце – это не Бог, а пример, помогающий приблизиться к тайне триединства, именно приблизиться, а не понять до конца. Очень оживляет беседу если единство пламени, ореола и тепла понаблюдать вместо солнца на зажженной свечке. Зрительная опора вновь собирает внимание детей, и учителю удобно донести еще и ту мысль, что при равенстве Лиц Пресвятой Троицы Бог Сын постоянно от Бога Отца рождается (подобно свету от пламени), а Бог Дух Святый постоянно от Отца исходит (подобно теплу от пламени). * Несколько забегая вперед скажу, что к теме «Бог – Пресвятая Троица» необходимо возвращаться каждый год, открытия первого этапа углубляя и расширяя при возвращении к теме. Интересно для каждого нового разговора о Пресвятой Троице использовать новый материал. Так на новом этапе очень яркой может быть беседа, устроенная на материале книг К.С. Льюис «Хроники Нарнии» Полон любви, возвышенного восхищения тайной Божьего творения имеющийся в этом произведении рассказ о том, как мир создается Богом словно видимая песня: «Из мрака донесся голос, выводивший песню … голос то надвигался разом со всех сторон, то словно вырывался из-под земли. Низкие звуки были настолько глубоки, что невольно чудилось, будто их издает сама земля. Слов в песне не было, да и мелодии тоже. Но все равно, то была самая прекрасная из всех песен.» … К поющему голосу присоединились и другие, их было не счесть… звонкие голоса, похожие на серебристые льдинки. Мрак над головами усеяли мириады звезд, они высыпали все сразу… Первый Голос становился все громче, теперь в нем звучала торжествующая нота… Небо на востоке сделалось розовым, и затем приобрело золотистый оттенок. Голос сотрясал воздух громовыми раскатами. Когда же он обрел немыслимую мощь и взлетел на невероятную, недосягаемую высоту, над сумрачным миром взошло солнце…» В художественной, поэтической форме в «Хрониках Нарнии» выражены многие философские мысли, связанные с догматом о Пресвятой Троице. Только при работе с этим произведением учителю необходимо основательно потрудиться, чтобы всеми слушателями был правильно понят примененный автором прием иносказания. Надеюсь, что урок-повторение о сотворении мира Словом Божьим и о триединстве Бога, сделанный на основе «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса еще будет опубликован. |