ОПК.
Что делать, если не хватает учителей?
Как безбрежен мир
Христовой веры! С чего начать преподавание, что донести важнее всего? И это
необходимо, и то нельзя оставить. И при этом не хватает умелых учителей – катехизаторов, тех, кто не скомпрометирует дело. Но не в
том ли причина нехватки, что планируется донесение большого объёма христианской
информации? Рождается конкретное предложение: если много голодающих (детей,
нуждающихся в слове спасения), то не следует ли дать духовного хлеба понемногу,
но всем. Тогда и немногие делатели смогут справиться с объёмом работы.
Те, кто в наши дни болеет
за вечное спасение своих соотечественников – не первопроходцы.
Церковь Христова во все
времена должна была дать человеку, выбирающему путь к Богу, самые главные духовные
приобретения, от которых далее будет совершаться его рост.
В многовековой практике
Святых Отцов церкви определились те основные вопросы, которые решает для себя
человек, в Таинстве Крещения выбирая свою позицию и свою участь в вечности. В
Таинстве Крещения у того, кто рождается, как христианин, священник спрашивает о том, верит ли этот человек в Бога, отрекается ли от сатаны и от зла, исповедует ли Христа своим Богом.
Таким образом, очевидно,
что духовную позицию человека, необходимую для спасения, определяют три
вопроса: отношение к Богу, отношение к злу, отношение ко
спасению во Христе.
Логично предположить, что именно эти три вопроса должны быть первыми
донесены до возможно большего числа детей. А раз так, то есть спасательный круг - это официально допустимая в современной
общеобразовательной школе форма работы, ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. Суть её в том, что имея три - пять детально разработанных уроков,
охватывающих главные вопросы, один умелый, искренне верующий педагог может пройти с этим курсом по всем классам школы. Это позволит
не отдать драгоценную возможность работы ради душевного спасения детей в руки людей неверующих, безразличных, незаинтересованных.
И ещё, любой родитель по опыту знает, чтобы малый ребёнок ел, ему не надо рассказывать,
как вкусна каша, надо просто положить ложку каши в рот. Распробовав, он сам начнёт есть. Элективный курс для большинства детей - такое
первое ощущение христианства, из которого может возникнуть самостоятельное стремление к Богу и спасению. Кроме того, те родители,
кто желает своим чадам только материальной пользы, не будут сетовать на перегрузку детей.Это трёх - пяти часовой элективный курс
я предлагаю не как альтернативу разработанной многочасовой программы ОПК, а как вариант того, что можно сделать
там, где курс ОПК ввести на данный момент трудно.
Вот несколько бесед,
соответствующих этим трем главным вопросам. Обычно для их проведения требуется
от трех до пяти уроков. Делаю так.
Первая беседа о Боге - Творце.
Делаю ее ради пробуждения любви к Богу, ради того, чтобы слово Бог было для
детской души знаком самого Великого, Прекрасного и Доброго, чтобы творения
говорили о Творце. Показываю детям башенку, сложенную из трех
кубиков, спрашиваю, поверят ли они, что башенку не я сложила, а кубики
сами сложились в башенку; потом башенку из шести кубиков, спрашиваю, где меньше
вероятность, что, случайно падая, кубики выстроятся в указанную конструкцию.
Дети приходят к тому, что в сложности чувствуется сложивший, создавший. Потом
рассматриваем детскую бумажную поделку, потом металлический ключ, парту,
сосредотачиваю внимание на человеческом умственном вкладе в изделие. Пришло
время задуматься о том, что сложно, красиво, внутренне полно соединением и
связями, но что человек не создал. При слушании музыки, показываю на цветные
фотографии, побуждаю маленьких слушателей всмотреться в древесный лист, в
травинку, в зернышко, в снежинку, в утенка, сосредоточиться на их устроении и
ощутить Творца, заметить в своей душе радость чувствования Создателя.
Интересно, что всегда найдутся те, кто заученно забубнит: «Это не Бог, это
природа создала, утка утенка создала, все от бактерий, бактерии вылезли из воды,
из них получились животные, динозавры, из динозавров - жирафы». Я не возражаю
так: «Нет, не природа, а Бог». Я говорю, что природа – это и есть утка, яйцо,
частицы желтка и белка в яйце, что утка только грела яйцо, а не залезала в яйцо
клювом и лапами и не соединяла частицы в перышки, косточки, сосудики. Они вроде
бы соединялись сами, но в этом и чувствуется невидимый Разум, направлявший их
друг к другу. Еще говорю: «Вот стиральная машинка-автомат, она стирает белье
сама, без человека, но именно потому что она стирает без человека , мы понимаем, что был человек, который ее так сделал». В
природе многое делается само, одно порождает другое, но именно в этом и
чувствуется план и продумывание всего Богом. (И эти рассуждения могут понять
даже дети 6-7 лет в 1-ом классе). А потом вспоминаем леса, луга, реки, моря,
побуждаю детей развернуть душу навстречу всё вырастающей радости о неохватности
и Доброте Божьего Разума… Наконец, планета Земля, Солнце, звезды,
космос…
Второй урок для того,
чтобы пробудить сочувствие, соболезнование страданиям мира, повернуть сердца
детей к болям всего сущего. Чтобы поставить перед выбором: вот – добро, вот –
зло. С кем я? Чтобы родить личный вопрос о преодолении зла.
Но вначале урока еще
продолжаются размышления о Боге. Говорю детям, что все, в окружении чего мы
живем, к чему привыкли, мы видим глазом, можем потрогать рукой, все это имеет
форму, размер, все из чего-то, из какого-то вещества.
Приводим примеры. Ну а
может быть что-то, что не из чего, совсем не из чего не состоит, что не
потрогаешь рукой, не увидишь глазами, но что все-таки есть, все-таки
существует?
Показываю опыт. К стояку
батареи или к оконной раме привязываю толстую яркую нитку, на конце которой
большая металлическая булавка, подвожу к булавке сильный магнит, булавка
притягивается, нитка напрягается в горизонтальном положении, между магнитом и
булавкой зазор, пустота. Что между ними? Дети отвечают: «Магнитная сила».
Спрашиваю: «Глазами видите ее»? попробуйте пощупать рукой. Она такого и такого
размера? Имеет ли форму? Она из чего-то? Но она есть? «Да ,
есть»!
«А умеете ли вы отличать то, что делаете или
говорите, от того, что думаете и чувствуете?» дети
приводят примеры мыслей и чувств, доходят до того. Что чувства и мысли
невидимы. Спрашиваю: «Мысль – это мозг или мысли в мозгу»? дети догадываются,
что правильно «мысли в мозгу», что мозг и мысли – это как радиоприемник и
радиоволны, что мысли и чувства – наш внутренний человек, наша душа и есть наша
подлинная личность. Человек – это не тело, когда тело умрет, душа продолжит
жизнь без Него».
Продолжаю. «Вот Бог и есть не Дедушка в облаках на троне, а
невидимый, невещественный Дух. Дух значит Разум, но не ограниченный подобно человеческому, а всесильный Разум, придумавший весь мир. Дух
значит Любовь, такая всесильная, что одним своим хотением может все вызвать к
бытию из ничего».
Еще привожу пример:
«Пришли рабочие утром на завод, включили станки и домой пошли, только одного
человека оставили. Что будет»? дети отвечают: «Он не управится бегать от машины
к машине, в одном месте отключится, в другом поломается». «А Богу много ли надо
успеть»? Дети вспоминают о миллионах зернышек, птенцов,
мальков, в которых формируется жизнь, о живом строении нас самих и всего
вокруг, и это все Бог держит в единстве и слаженной жизни. «А знаете, почему Он
успевает везде? Потому что Он везде находится, а везде сразу находиться Он
может потому, что Он – Любовь. Вот я говорю с вами о Боге и люблю вас, но я
люблю и своих детей, которые сейчас дома, и своих друзей, которые сейчас в других
городах и моя любовь сразу и с вами и с ними, и вся целиком, не делится на
части. Вдумайтесь теперь в то, что Бог – Любовь вездесущая. Радостно ли вам от
этих мыслей?» Обычно дети пытаются взволнованно выразить свой светлый духовный
подъем.
Но пришло время говорить
о зле и страданиях. Но если Бог везде и Он всесильная Любовь и могущественный
Разум, то все везде должно быть хорошо. А хорошо ли? Вы встречали что-нибудь
такое, за что вашей душе было больно-больно? Дети приводят свои примеры. Я
обычно читаю им стихотворение Эдуарда Асадова «Яшка»
о лисенке, на котором тренируют охотничьих собак, а люди любуются, как собаки
терзают жертву.
Привожу краткие зарисовки
из школьной жизни вроде этой: по лестнице медленно опускается девочка с
больными ногами, а ей в спину: «Ну, коряга, давай скорее»!
Откуда же зло? У меня
всего три урока, я не пускаюсь в рассуждения об Адаме и Еве, о бесовских
искушениях.
Говорю, что зло в мир
человек выносит из своей души. Вот глубина души, которой мы чувствуем Бога,
похожа на звездочку, или сосредоточиться на этом чувствовании звездочка может
превратиться в океан света и счастья. Но чувствовать Бога мешает корка плохого,
корка страстей (называю их). Человеку необходимо спасение от своего зла:
во-первых, потому что оно мешает счастью самого человека, во-вторых, потому что
это зло выносит боль и горе во внешний мир и, наконец, потому что после смерти
это зло станет адским мучением человека.
И вот последний третий урок о Сыне Божием, о Христе-Спасителе, о радости победы над злом в
Искупительной Жертве и о том, что Воскресение Христово – наше спасение от
смерти.
Иногда
начинаю эту беседу сказкой о кроте, который только и знал черный цвет, думал,
что существует только земля, которую можно рыть, да корешки, которые можно
жевать. Крот рыл
ход близко к поверхности и подслушал
разговор двух птичек о солнце, воздухе, дожде, деревьях и цветах. Крот просил
птиц объяснить, что это такое, но они не находили понятных для крота слов.
Сказка помогает детям
понять, что мы, люди, заперты в материальности и грехе, тлении. И не можем
открыться и по-настоящему принять в свою душу Бога-
наше настоящее счастье. А раз мы не можем к Богу, то Он пришел к нам. Рассказываю
о Рождестве Христовом. Рассматриваем икону «Рождество Христово».
Показываю икону «Спас
Нерукотворный» - кто это? – Бог!
- А как же Он изображен
на иконе, если Он невидим?
- На иконе Он изображен,
когда стал Человеком и пришел в человеческую жизнь. Как же Бог сотворил мир,
если сам родился от Девы Марии? Он был всегда, был до Своей
Матери, до Ее родителей, до создания мира, но от Нее Он не начался, а рождаясь
от Нее, материально, вещественно вошел в наш материальный, вещественный мир.
Хорошо, когда удается
дать детям почувствовать Свет Личности Сына Божия в
чтении Евангельских отрывков.
И, наконец, как можно
спасти другого, взяв его вину. Уж не помню, у кого, вроде бы у Бориса Ганаго, встретился мне рассказ о том, как играли с
велосипедом в прихожей два братика. И младший разбил велосипедом дорогое
зеркало. На вопрос разгневанного отца: «Кто это сделал?», старший братик,
увидев испуг младшего, говорит: «Я», берет вину на себя и спасает от наказания
маленького братика. Представляем огромные весы, на одной чаше грехи
человечества за всю историю (пытаемся представить, что именно это может быть),
на другой чаше муки Сына Божия, рассказываю о них и
читаю по Евангелию. Также рассказываю о Воскресении Христовом.
Это не просто для нас
радостное известие. Это может стать нашим воскресением через веру и церковные
Таинства Крещения, Покаяния, Причастия. Иногда этот материал занимает 4-5
встреч.
Таково содержание
разработанного элективного курса. Ещё раз говорю, что их я предлагаю не как альтернативу
разработанной многочасовой программы ОПК, а как вариант того, что можно сделать
там, где курс ОПК ввести на данный момент трудно.