Я отдаю предпочтение догматико-философским богословским темам. Почему не начать с чтения и объяснения самых ярких и простых ветхозаветных сюжетов, или скорее начать читать с детьми Евангелие, чтобы сердца омылись чистыми струями Христова Учения? А может читать детям Святоотеческие поучения, ведь затронутые в них ситуации и проблемы стали в современной жизни еще острее и встретятся детям? А может начать с Житий Святых, ведь не придуманная, а прожитая жизнь праведника с его силой любви и мужеством, с его жертвами и стоянием в Христовой вере, убедительнее всех общих слов и рассуждений?
Чем же лучше начинать с христианской философии? Да я и не утверждаю, что лучше. Лучше то, что сейчас ближе учителю, чем сейчас питается его вера, что он может передавать детям, говоря от сердца к сердцу, от совести к совести.
Я же начинаю с христианской философии вот почему… Вспоминается: принимаю в храме экскурсию детей нецерковных и не имеющих в своей школе христианского урока. Просто их учительница попросила: «Пусть хоть одну беседу послушают, на храм осмысленно взглянут». Обращаю внимание на фреску «Спас Нерукотворный» в притворе перед входом в храм, говорю: «Исус Христос* – Сын Божий и наш Бог, наш Спаситель». Из ребячей толпы доносится реплика: «А кто главнее: Бог Отец или Бог Сын?» Это не только незнание догмата о Триединстве Бога. Это ограниченность людей, запертых в скорлупе материального мира, ведь представляются-то моим маленьким экскурсантам отец – человек и сын – человек. И сразу отреагировать формулой: «Бог един, но в Трех Лицах» - значит, не сказать почти ничего, души детей пока не готовы предчувствовать в этих словах тайну, не готовы от философской, богословской невозделанности душевной почвы. Сначала надо надломить скорлупу материальности, впустить в их души ощущение инаковости духовного, дать душам прикосновение к радостной тайне.
Только потянувшись к Богу, как к невидимой, все совершающей и все держащей Любви, к Богу, Которому нет в нашем земном опыте подобий, Которого не с кем и не с чем сравнить; только так дети будут сколько-то подготовлены узнать, что могут быть «Три в Одном» и «Один в Трех».
А у меня только два часа экскурсии. Другое дело, когда есть достаточно часов для размышления над темами «Бог-Дух невидимый, невещественный, бестелесный», «Бог находится везде», «Бог вечен. Вечность – это единое настоящее, вмещающее в себя и все прошлое и все будущее». С этих-то тем я и начинаю курс. Их предлагаю дальше в этой книге.
Если начать весь курс не с догматических тем, а с Евангелия, то на каждом шагу потребуются объяснения, что Исус Христос – не просто один из людей, а Бог, Богочеловек, Который говорит о Себе: «Я и Отец одно». И при этих дополнениях евангельского текста явно будет ощущаться потребность в том, чтобы слово «Бог» не было только привычным сочетанием звуков, появится необходимость в работе, при которой это самое главное слово будет наполняться светом и радостью величайшей тайны.Такую работу я и выношу на первое место, начиная курс с философских богословских тем.
Одна из необходимейших евангельских тем «Рождество Исуса Христа». На этом уроке нельзя обойтись одним лишь воспроизведением Евангельского сюжета, да и найдутся среди детей те, кто спросят: «Как же так? Исус Христос – Бог. Бог создал мир. В то же время Вы говорите, что Христос родился от Девы Марии». Значит уроку о Рождестве Спасителя должны предшествовать размышления о том, что Бог есть всегда, что Он – Первопричина, Создатель всего, что Он видит, как отгорожены люди от Него, Своего невидимого Творца материальностью и грехом, а потому лишены настоящего счастья. Поэтому Он и одевается человеческой Плотию, войдя в Чрево Девы Марии, Им же созданной как созданы все люди, Им же избранной, чтобы быть на земле Его Матерью. Бог приходит к людям Человеком, чтобы видимо и понятно явить невидимую, но всесильную Божью Любовь, совершить спасение всего человечества от греха. И вот дети могут вдумчиво ответить на вопросы: «У людей всегда сначала мама, а потом – ребенок. А как у Бога? Почему?» или «Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой нераздельны в Пресвятой Троице, триединый Бог, чтобы держать весь бесконечный мир, Бог находится сразу везде. Как же мир не рухнул, когда Бог пришел на землю?» Дети могут сказать, что Бог приходит, ниоткуда не уходя, оставаясь в Единстве с Отцом и Духом Святым. И после этих духовных приобретений дети уже на более высоком уровне способны понять евангельский рассказ о Рождении в Вифлееме Младенца Исуса.
Далее, если эти публикации будут продолжаться, я подробно скажу о том, что, конечно, философскими темами нельзя увлекаться, так как у каждого ребенка мышление индивидуально, и философствование на первых порах воспринимаемое как озарение, но если будет долгим, может притупить интерес. Философские уроки хорошо чередовать с уроками, в центре которых нравственная проблема или библейский сюжет.
Предвижу я и возражения такого рода, что чрезмерное умствование вредно, что умствующий человек часто попадает в оккультные сети. Это так, если работа ума не сопровождается молитвой и трудом ради исполнения Божьих заповедей. Поэтому очень важно, не только вести уроки для детей, но и беседовать с их родителями на христианские темы, в идеале хорошо бы параллельно с христианскими уроками у детей вести родительский клуб. Ведь в соответствии с законодательством , в стенах школы учитель имеет право только информировать. Получить же благодатную помощь чрез молитву и церковные Таинства ребенок, чтобы услышанное и пережитое на уроках не пропало, может только в храме, куда придет вместе с родителями.
Но и нелюбовь к глубоким размышлениям о вечном также может привести к плачевным результатам, часто уже от взрослых людей она исходит грубым неоязычеством, близким к магизму. Вот очередь за святой водой. Постоянные прихожане терпеливо дожидаются. Женщина, не бывавшая за службами, торопится протиснуться поближе и получить поскорее. Отдавая же банку, говорит: «Мне со дна, где посвятее». Да, не было у нее в жизни того человека, кто бы объяснил, что это концентрация марганцовки или любого другого вещества уменьшается, если ее раствор разбавлять водой, потому что марганцовка состоит из частиц, а Бог не из чего не состоит, потому что Его никто не составлял, никто не создавал, Он – первый Создатель всего. И благодать Его не может уменьшаться или увеличиваться, делиться на части, присутствует Вся целиком в каждой капле. Велика ли беда, что женщина этого не понимает? Беда не в частном незнании, беда в том, что обожествляется материальный носитель благодати, а от самой Благодати, от Бога человек отдаляется нежеланием душевной работы.
Получается язычество внутри христианства. Для предупреждения этого и можно постараться поработать на уроках по догматико-философским богословским темам.
* Имя Господа написано с одной буквой «и» по древлеправославной традиции.