Помните, в прошлый раз беседовали мы о том, что душа, умещающаяся в маленьком человеческом теле, имеет чудесное свойство принимать в себя необъятно много, раскрываться навстречу бесконечности и вечности. А прекрасным свойством этим наделена человеческая душа для того, чтобы могла она быть домом Божиим, чтобы Бог входил в нее, в ней поселялся и жил.Но как это бывает? Как узнаёт, как и когда чувствует человеческая душа приход своего Творца?
- Помню, пришла я к своей знакомой, а у нее на подоконнике зацвел кактус, зацвел большим цветком хрустальной, прозрачной белизны. Хозяйка подвела меня к цветку и все повторяла: "Ну надо же так создать! Надо же так создать!". Других слов она не искала, но по ее голосу, по ее особым интонациям было понятно, что глаза женщины, ум ее видят устройство растения, красоту цветка, а сердце ее чувствует Бога, Его мудрость, Его искусство, которыми Он из колючего тела кактуса вызвал и построил эту белоснежную красоту. И поэтому сердце переполняется радостью, которую женщина не может сдержать.
Однажды сама я, сидя на лесной поляне, засмотрелась на березы: зеленые косы, пронизанные солнечным светом на фоне глубокой синевы, ласково перебирает ветер - и опять в сердце радость, которую не расскажешь, которую можно только ощутить, радость оттого, что во всем этом Бог.
Ну а кто-то скажет: "Березы и березы, кактус и кактус - что тут особенного", глазами этот человек вроде бы видит те же деревья, то же растение, а сердцем не видит ничего. Так слепой, побывав в картинной галерее, скажет: "Там тьма, чернота". Картины воспринимаются только глазами, и хотя у этого человека развиты слух и осязание, но в восприятии картин они ему не помогут. Музыка воспринимается только слухом, поэтому глухой, имеющий и зрение, и обоняние, находясь там, где льется звонкая, нежная мелодия, скажет: "Ничего не слышно". У слепого болезнь затемнила глаза, у глухого болезнь заложила уши, у равнодушного грехом закрыта душа, и, хотя он имеет и зрение, и слух, ему нечем воспринять Бога. Чистое сердце, чистая душа - единственный орган, способный Бога в себе принимать, чувствовать Его и видеть внутренним зрением.
Неверующие говорят: "Космонавты летали, были на Луне, а Бога не видели". "Чистые сердцем Бога узрят" - чистому сердцем, чтобы приблизиться к Богу, не надо лететь и космос. Достаточно всмотреться в рассвет или закат, светлые речные струи, в искристую росинку или желтоглазую ромашку - и вот все они своим видом говорят человеку. "Нас сотворил Бог, открой Ему сердце, душу, ощути, как Он безмерно велик, премудр и всесилен. Незримое присутствие Бога ощущается во всей природе: в дыхании лесов, распускающемся цветке, в таинственной жизни неба и земли". И если переживаешь это ощущение, то присутствие Бога в природе становится Его присутствием в твоей душе. И душа человека чувствует, что она действительно храм Божий. И тогда человеку уже не надо спрашивать: "А где Бог? Есть ли Он?" - потому что Бог наяву касается его сердца.
Минуты такого внутреннего озарения - самое лучшее, счастливее и радостное из того, что только доступно человеку в земной жизни. В эти минуты становятся ненужными и бледными рассуждения, доводы и заключения ума о Боге. В эти минуты Бог не доказывает человеку Своё существование, а Себя показывает, дает почувствовать. И человек чувствует Бога так же ясно, как самого себя. Это и понятно, ведь Бог вошел в душу человека как в дом. И счастье человеческой души в этот момент - это счастье выполненного назначения, достигнутой цели существования, ведь человек для того и сотворен, чтобы БЫТЬ ДОМОМ БОЖИИМ. В этом СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
К сожалению, есть люди, которые ничего подобного никогда не переживали и не ощущали. Так неужели Бог не во всякого человека изливает свою животворящую непобедимую силу, неужели не со всеми людьми Бог хочет соединиться в таком невыразимом счастье, неужели у Него есть Свои избранники и любимчики? - Конечно, нет: Бог любит всех нас. Все человечество может быть рассмотрено как один общий большой человек. И этот общий человек - человечество - дитя Божие, нежно Им любимое. Да и к тому же, никакой человек, никакой предмет (живой или неживой), никакое явление - ничего не сможет существовать, если будет покинуто Богом. Ведь во всё Бог ВНОСИТ БЫТИЕ (изначальное свойство бытия, существования Он имеет в Самом Себе). То же, что лишится бытия, разрушится, рассыплется, исчезнет.
Так все-таки почему же тогда не все ощутили ясное, реальное, очевидное близкое присутствие Бога? - Ответ таков: представим, что рядом стоят два стеклянных аквариума. И в один, и в другой положены разноцветные ракушки, пущены радужные рыбки, и в одном, и в другом построены причудливые гроты и посажены водоросли. Но в одном аквариуме стенки чисты, отмыты, в него налита свежая, прозрачная вода. А в другом аквариуме вода позеленела, зацвела, стенки покрылись плесенью, тиной. Понятно, что всё красивое внутреннее наполнение будет ясно видно в первом аквариуме, а во втором - незаметно. Вот и наши души часто не видят Бога ни вокруг, ни внутри себя не потому что Его нет, а потому, что сами души тусклы и мутны.
Какая же грязь, плесень и пыль оседает на стенках нашего душевного сосуда? - Чернят, забивают душу духотой, тягостью и болью страсти: гордыня, злоба, раздражительность, зависть, ненасытность к наживе, блуд.
Стоит задуматься и над таким суждением: "Искусственный мир городской цивилизации часто притупляет духовную чуткость человека, ставит множество помех в приближении к запредельному. Кроме того, немалым препятствием является балласт поверхностных знаний, почерпнутых из популярной литературы, которая приучает человека к мысли, что все в мире просто, материально, проверяется одномерной человеческой логикой".
Итак, люди часто пропускают мимо сердца, не чувствуют Божьего присутствия из-за своей жестокости и невосприимчивости. Но если очистить душу, то у любого человека она может стать зрячей и увидеть Бога. Это очищение души называется покаянием. О покаянии у нас еще состоится разговор в последующих статьях.