Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Герда и Снежная королева-два полюса: Добро и зло, битва меж ними за душу Кая. Вот такое художественное изображение битвы за душу человека между Богом и диаволом. Победа в поединке Герды и королевы достаётся не тому, кто сильнее, а тому, на чью сторону склонится воля Кая. И сражается Герда за Кая, спасает его не материальной силой, не оружием, не хитростью, а принесением себя в жертву за него. Сказка охватывает и иносказательно передаёт всю суть христианства и действительное главное содержание жизни человека и жизни человечества: Бог борется против диавола за наши души, Спасение совершается тем, что Сын Божий приносит Себя в Жертву, каждый человек принимает или же отвергает даруемое Богом Спасение своей волей, показывая свой выбор жизненным поведением.
Подобны «Снежной королеве» сказки «Дикие лебеди» Андерсена и «Аленький цветочек» Аксакова. Настенька спасает от злых чар принца, заколдованного в чудище морское принесением жертвы («Ты встань, пробудись, мой любезный друг! Я люблю тебя как жениха желанного!») Элиза приносит жертву за спасение братьев, превращённых колдуньей в птиц, её жертва- вытерпеть боль, сплетая рубашки из крапивы, не нарушить обет молчания в ответ на клевету, наконец, взойти на костёр.
Хорошо, разговаривая с детьми, опираться на подобия: «Вот, в сказке мачеха хочет погубить принцев, а Элиза спасает своих братьев. А в жизни на самом деле диавол пытается погубить, а Бог, Исус Христос, спасает нас, умирая за наши грехи, и, воскреснув, даёт нам вход в вечную жизнь.
Но в сказке «Дикие лебеди» и в «Аленьком цветочке» есть ещё одно очень важное иносказание. Обратите внимание! Спасти ведь надо не похищенного, не захваченного в плен, не мучимого, а заколдованного принца или принцев, на которых надето чужое обличие. Подлинный человек, тот, кто он есть на самом деле, спрятан в скорлупу, в маску. Очевидна аналогия с грехопадением первых людей, когда человек, созданный Богом как Его дитя, Его Слово, оказался запертым в скорлупе страстей.
На уроке с детьми беседую об этом примерно так:
Помните, жил король-отец, а королева-мать умерла. У короля осталось 11 сыновей и дочь Элиза. Король вновь женился и злая мачеха возненавидела детей за то, что они наследники и им достанется всё царство. Братья были наследные принцы, а Элиза - наследная принцесса. Мачеха знала, что право детей на царство видно по ним самим, потому что они похожи на отца-короля.
Мачеха хотела отнять у детей царство, поэтому она решила уничтожить, спрятать сходство детей с отцом, чтобы и он сам не мог их узнать. Братьев хотела превратить в воронов, но т.к. они были чисты, то стали лебедями, а Элизу намазала вонючей мазью, так, что её покрыла грязная корка.
Лицом и телом мы похожи на наших родителей, а невидимой душой похожи на Небесного Отца. Бог - Небесный Отец и Царь Вселенной, значит все мы - наследные принцы и принцессы, а наследство наше - Небесное Царство, Рай.
Направление внимания, интереса детей на свою душу, на нравственность, на выбор своего поступка – важнейшая часть христианского просвещения, Обрадовавшись, что наконец-то можно открыто говорить о Боге, мы, верующие люди, торопимся передать детям знания о том, что есть невидимый мир, и в свете этих знаний совсем по-другому видится вся жизнь.Но знать о Боге и поступать по-Божьи совсем не одно и то же.
21 Не всякий, говорящий Мне:
"Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю
Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)
Конечно, размышления о состояниях души и о том, в каких словах и поступках эти состояния выражаются – всё это тоже ещё не реальное жизненное поведение. Но это-начало работы, которую ни в коем случае нельзя упускать.