Конечно, у вас дома есть кладовая комната, кладовка. Представьте, что вы убрали в кладовку какуюто ненужную вещь, например, старую кастрюлю, потом складывали туда другие веши, ещё и ещё, а про кастрюлю забыли, но она из кладовки не исчезла, так и лежала в глубине. Потом вы стали делать уборку, вынесли вещи, что,. были поближе к выходу, потом те, что лежали дальше, и нашли кастрюлю. "Вот она, наша кастрюля-то, а мы и забыли, что у нас такая была". Да и все вынесенные из кладовой вещи, которые накапливались в ней постепенно с течением времени, вы увидите все вместе и все их вспомните.
А теперь вместо кладовой представим нашу душу. В свою душу мы тоже много всего складываем, собираем. Накапливаем в ней хорошее, прекрасное, драгоценное; но бывает, складываем в неё ненужное, разный мусор, а бывает, собираем противное, гнусное и страшное.
Так что же именно, и как, и когда мы в свою душу собираем?
Дело в том, что всякому нашему поступку, всякому нашему слову предшествуют мысли, чувства, состояния, которые мы рождаем в своей душе.
Например, вы не сдержались, поссорились с кем-то, наговорили много резких, грубых слов, но ведь сначала в душе разгорелось черное пламя гнева, душа стеснилась — кажется, могла разорваться от боли. (Кстати, такое внутреннее кипение сопровождается большим выбросом энергии, ею питаются бесы, облепив грешника, они специально разжигают в нём страсти, чтобы получить подпитку.)
Так вот, ссора постепенно угасла, жизнь пошла своим чередом, вы ходили на работу, беседовали с друзьями, хлопотали по хозяйству, что-то читали, узнавали. При этом новые и новые впечатления приходили в вашу душу. Наслаиваясь друг на друга, они загородили собой то страшное состояние, которое было в вас во время ссоры. Помните, как, поставив в глубину кладовки кастрюлю, мы загородили её другими вещами. Кастрюля так и лежит, не исчезает из кладовки - так не исчезает, не тает во времени позабытое нами гневное состояние, а хранится до времени, законсервированное, в душе.
Но не только гнев сжигает нашу душу. Гложет её зависть, как червь, точит уныние, изматывает обидчивость, и особо страшной болью воспаляет душу гордыня. ВСЁ ЭТО СТРАСТИ. Каждое злое слово и дело сопровождается накалом страстей. Совершив грох, мы оставляем в своей душе память об этом грехе - соответствующую порцию страстного болезненного состояния. Эти страстные состояния заслоняются новыми впечатлениями. Но, забытые, они остаются в нашей душе.
Так же и всё светлое, родившееся в душе, сохраняется в ней. Помолился ли истовой, горячей молитвой, утешил ли, поддержал ли попавшего в беду человека, читал ли со вниманием и пониманием Слово Божие, простил ли от всей души обидевшего тебя. Во всех этих делах озаряется человек духовным светом, собирает в себя мир, утешение, спокойствие, ясность. И всё это не просто блеснуло в душе на тот миг, пока делалось доброе дело. Всё это приобретено душой навечно. Все собравшиеся в кладовую постепенно, с течением времени, вещи можно будет обнаружить и все вместе окинуть взглядом, когда в кладовой будет уборка и все вещи из нее вытащат для сортировки. Такой момент наступает и для человека, когда приходит физическая смерть. Душа покидает тело, выходит из него, смотрит на тело со стороны как на сброшенную одежду.И вот тогда в душе, сразу, в одном настоящем моменте является всё пережитое), перечувствованное, передуманное. Был маленький - кричал, капризничал, и вот душа, вышедшая из тела, вновь переживает тесноту, вновь кипят слезы так, как будто это происходит сейчас. Был подростком - обижал, дрался, и тот давний гнев, давняя ярость вновь болью раздирают душу. Стал взрослым - копил богатство, ненасытность, как червь, точила и точила душу, и вот после телесной смерти душа ощущает этого червя жадности. Причем в жизни всё это плохое посещало душу по очереди, одно за другим, но в вечности время не движется, всё охватывается одним настоящим, и в этом настоящем моменте собирается боль от ВСЕГО плохого, сотворенного человеком.
Вот и выходит, что человек САМ в течение своей жизни СОБРАЛ В СВОЮ ДУШУ ОГОНЬ, который его изнутри терзает и сжигает.
Кстати, вы, наверное, догадались, почему в церковных книгах ад называют вечным огнём... Ведь горение - это распад, разрушение, при котором происходит большой выброс энергии. А когда душу терзают страсти, она и находится в состоянии постоянного распада, при котором выбрасывается энергия (как уже говорилось, этой энергией питаются бесы). Это вечное горение без сгорания, смерть, постоянно происходящая в вечном настоящем.
Боль и одной-то ссоры душа едва выносит, каким же нестерпимым бу-дет мучение души, если разом сложится всё плохое, когда-либо бывшее в человеке!
Также и радость от всего доброго вспомнится, соберется вместе, обнаружится в душе, покинувшей тело, расцветет и засияет в ней.
— Да где они, рай и ад? Что-то ещё никто не долетел до рая! Что-то еще никто не докопался до ада, - посмеиваются неверующие. Но они не туда смотрят. Смотреть надо в свою душу. Именно в своей душе каждый человек собирает или свой ад, или свой рай. Что набрал в себя человек, то и станет его вечной участью после телесной смерти.
Конечно, ад и рай - это не только внутреннее состояние, в котором ушла душа в вечность. Душа невещественная и невидимая. Покинув тело, она воспринимает бестелесный, невидимый, духовный мир и занимает своё место в этом мире. Так, церковное предание говорит о том, что в смертный час душа человека, вошедшая в духовный мир, видит ангелов и бесов, которые ведут об этой душе спор. Чьих дел больше совершил человек, с теми и остается его душа (или с ангелами в светлом месте, или с бесами в мучениях), С этого момента душа будет, дожидаться Воскресения тела в день Страшного Суда и окончательного определения своей участи в этот день.