Когда еще не было звезд и планет, атомов и молекул и даже, как нам это ни трудно себе представить, не было течения времени и нашего трехмерного пространства, тогда Бог создал невидимый ангельский мир. Бог сотворил ангелов старших, средних и младших.
Но давайте задумаемся. Бог устроил мир иерархично - это мы можем представить в виде лестничной пирамиды, в которой (начиная от низших) есть все более высшие ступени. Например, камни и минералы устроены сложнее, чем несвязанные элементарные частицы. Живая материя организована сложнее неживой, птицы превосходят по устройству насекомых, млекопитающие — птиц. Человека называют венцом творения, то есть, люди — самая высшая ступень. Однако это только в устройстве привычного нам видимого материального мира.
В невидимом же, духовном, мире есть Божьи творения, стоящие по сравнению с человеком на высших ступенях. Это и есть ангелы. Им Бог дал большие способности, дарования, знания, возможности: ангелы могут общаться мыслями на расстоянии, проходить сквозь плотные материальные предметы, перемещаться с недоступной человеку скоростью. Нам трудно почувствовать реальность ангельского мира, но для сравнения вспомним, что несмотря на то, что кузнечики и бабочки не могут представить, как живут и о чем думают люди, существование человеческого мира не становится менее реальным. Так же ангелы существуют, хотя многое из их жизни недоступно человеческому пониманию.
Самых младших из ангелов так и называют общим названием для всех невидимых духов — «ангелы». Но есть высшие духовные существа — архангелы, еще выше — престолы, господства, начала, силы, всего девять чинов ангельских — девять ступеней. Самые же высшие — херувимы и серафимы. Тем своим творениям, которые стоят на высших ступенях и имеют дар сознания, Бог поручил заботиться о тех, кто ниже, оберегать их, просвещать, помогать приблизиться к Нему — совершенной Любви, совершенному абсолютному Добру и Разуму. Каждый из низших ангелов назначается хранителем к какому-либо человеку. Ангелы следующих, более высших ступеней, заботятся о младших ангелах, открывая им Божий свет и Божью радость, которая им самим более доступна и понятна по их высшим способностям.
Один из западных религиозных мыслителей К.С. Льюис сравнивает всякую попытку улучшить жизнь без Бога одними человеческими усилиями с машиной, которая долго, трудно строится, долго, трудно запускается. Но вот она проезжает несколько метров, затем глохнет и навсегда останавливается, потому что лишена горючего — неоскудевающей Божьей силы, несколько же метров едет на скудном горючем — человеческой энергии. Этому же философу принадлежит высказывание о том, что в конце концов определятся два разряда людей: одни — те, кто сказал Богу: «Да будет воля Твоя», другие те, кому Бог скажет: «Да будет по вашей воле». Уместно вспомнить еще ироническую поговорку: «Хотели как лучше, получилось как всегда».
Еще из школьного курса химии мы знаем, что всякий распад сопровождается выбросом энергии. А чем как не распадом является горение души, ради гордыни настаивающей на своей правоте, добивающейся любой ценой победы своего мнения, своего дела, изменения мира по Я-образу? Но куда же выделяемая таким образом энергия уходит, если мы видим, что в реальную пользу она не переходит? Ответ такой: силами человеческой души напитываются в этом случае бесы. Злые духи не едят кашу и не пьют компот, им необходимо энергетическое питание, причем поглощают они энергии злые, близкие их состоянию. Наиболее же сродственна им, бесам, подобным сгусткам отрицательной энергии, гордыня. Поэтому бесы добиваются, чтобы люди свои физические силы направляли в гордыню и в рождающиеся от нее страсти: злобу, зависть, алчность, трусость. Для этого, причем часто под личиной справедливости, бесы толкают человека на конфликты, месть, интриги. Грешник, сам того не видя, бывает весь облеплен бесами, сосущими его силы. Бесы мучат страстную душу в земной жизни, но особенно ожесточенно и изощренно воюют они за то, чтобы этот лакомый кусочек, горящая, растрачивающая себя душа, не ускользнула бы от них в вечности. После того, как человек умрет и тело его пойдет в землю, бесы стремятся заполучить душу на вечное мучение в аду, иными словами на вечное пожирание. Почему ад называют вечным огнем? Дело в том, что все злое совершенное, почувствованное, помысленное человеком от момента рождения до момента смерти накапливается в его душе. Но если в жизни все это плохое посещало душу по очереди, одно за другим, то в невидимом загробном мире время не движется, все охватывается настоящим моментом, и в этом настоящем моменте собирается соль от всего плохого, сотворенного человеком. Душа раздирается этой болью, выбрасывает энергию и кормит, кормит в аду бесов. Причем во много раз увеличивается количество пожираемых бесами человеческих сил.
Но тот, кто не удовлетворится таким ответом, тот спрашивает еще: «Ладно, пусть первым возгордился херувим, но раз душа его воспылала гордыней, значит гордыня-то уже была, откуда-то он ее воспринял, откуда-то она забралась в его душу? Кто же ее сотворил?» Но и на такие рассуждения у христиан есть ответ. Ответ таков: «Нет, до того, как возгордился старший ангел, зла не было нигде, оно ниоткуда не вползло в его сердце. Потому что зло — это ни материя, ни энергия, ни что-то такое, что обладает самостоятельным бытием. Зло — это провал, дырка, разрывание, порча, разлад». Вот, например: в комнате убрано, чисто, наведен порядок. Пришел неаккуратный человек, разбросал вещи — получился беспорядок. Беспорядок не вносили в комнату из коридора, просто разрушили порядок. Таким образом, беспорядок — это не что-то самостоятельное, это — разрушенный порядок. Зло не имеет самостоятельного существования. Зло — испорченное добро. Например, щедрость обладает реальным бытием, щедрость — реально сделанные дела милосердия, реально пожертвованные нуждающимся вещи, деньги. А жадность — это не дела, и не вещи, и не деньги. Жадность — это отказ пожертвовать, сделать доброе дело, то есть жадность — отсутствие щедрости. Также правда обладает реальным бытием (это соответствующие действительности слова), а ложь — это лишь искажение правды. Чтобы стать злым, херувиму Деннице не надо было впитывать извне гордыню и зависть к Богу, достаточно было по своей воле перестать любить Бога, отказаться иметь Его в своей душе. Вот это лишение, пустота в душе после отвержения Бога и его порядка и есть зло.
Кстати, на Руси в древности бесов называли нежить, то есть, анти- жизнь. Злые духи, ад являются отрицательной системой. Помню, в школе учительница объясняла отрицательные числа и говорила так: 3 — это у тебя есть три рубля, а число (-3) — это не только у тебя нет денег, да ты еще и должен три рубля отдать. Ад и бесы?— это ненасытимая пропасть, они хотят все время брать и брать нашу энергию, никогда не насыщаясь ею, хотят после нашей смерти заполучить наши души себе для вечного пожирания.
Вот и Денница, как и все другие ангелы и как впоследствии люди, был сотворен свободным, обладал самостоятельной волей. Свобода же ангелов состояла в том, что они могли беречь данную Богом доброту, и через общение с Творцом становиться еще лучше, но могли и удалиться от Бога. То есть, делание добра, возрастание в добре было их личным произволением, по воле своей они были чистыми и светлыми. Бог намеренно своей всемогущей силой не привязал их к добру, не вложил в них программу, по которой они делали добро и ничего другого не могли бы делать. Ведь тогда они были бы роботами добра, и их любовь к Богу не была бы их собственной любовью, а только тем, что Бог Сам же в них вложил. Без свободы, без рождения добра в своей душе по своей воле невозможна взаимная любовь не только между людьми, но и меж Богом и Его творениями. И вот потому, что он был свободен хранить в себе все Божье или отвергнуть, Денница смог избрать путь зла.