Урок 4

Тема: ОТКУДА ЗЛО

Учитель пробуждает интерес к заданию на повторение. Вспоминаем данное на уроке о явлении ангела св. Захарии.

         Хочу найти тех, у кого хорошая память, сейчас предложу вопрос не о том, что было на прошлом уроке, а о том, что объясняла уже давно.

Вопрос: Помните, как-то однажды я прикрепляла на доску лесенкой вот эти картинки?

Человек

 
Учитель повторяет на доске иерархическую лестницу, которую уже рассматривали раньше (липкие листочки с картинками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кто вспомнит, что я вам объясняла с помощью этих картинок?

 

Ответы, ожидаемые от учеников:

 Бог организовал мир иерархично, по лестнице (на нижних ступенях те, кто устроены очень просто, примитивно, те, кто выше и сами сложнее и могут больше).

Примеры:  Кратко сравнить тех, кто на ступенях. Те, кто на нижних ступенях, с трудом представляет жизнь высших или даже не могу и  представить, что высшее есть (медведь никогда не поймет, чему учатся дети в школе), а бактерии и не увидят, и не смогут представить людей. Высшие видят  и понимают низших. Люди изучают мир животных, птиц, рыб, минералы, элементарные частицы.

         В видимом мире самая верхняя ступень – человек. Но человеком лестница не кончается, она продолжается в невидимом мире.

Вопрос: Есть люди, которые верят в Бога, а в то, что есть ангелы им поверить трудно. Почему?

( Потому что люди на низшей ступени, а ангелы на высшей, люди также не воспринимают ангелов, как муравьи не охватывают своим зрением людей и не могут представить нашу жизнь.)

 

Учитель.

         Но и в невидимом мире не одна ступенька, занимаемая ангелами. Невидимые духи тоже стоят на разных ступенях. (Краткий рассказ о девяти ангельских чинах). Свойства всех ангелов представляется людям чудесными, потому что мы не можем такого (разговаривать мыслями,  быстро перемещаться в космосе, проходить сквозь препятствия). Самим ангелам их свойства не представляются чудесными, для них это обычно, привычно. Но ангелы каждого высшего чина могут, умеют больше низших, и младшим ангелам эти умения удивительны. Старшие заботятся об ангелах младших чинов и просвещают их знанием Бога, которое открыто им в большей мере.

         О всех ангелах мы должны знать, что они не боги, от низших до самых высших они созданы единым Богом – Пресвятой Троицей – со всеми своими удивительными свойствами и умениями.

 

II этап

 

Учитель. Работа по побуждению вопроса у самих детей.

         А вот еще хочу рассказать вам, какой случай был со мной однажды.

         В наш старообрядческий храм часто приезжали экскурсанты из разных городов и даже из других стран. Мне приходилось вести экскурсии. И вот однажды во взгляде одного из посетителей я почувствовала недоброжелательство и насмешку, то отношение свысока, которое бывает к верующим людям у тех неверующих, кто свое неверие приобрел не самостоятельным думаньем, а повторением всего того, что говорилось против Бога в безбожные времена. Было видно, что этому человеку не терпелось задать какой-то каверзный вопрос, такой, на который, по его мнению, у верующих людей не может быть ответа. Неверующие спорщики и стараются своими вопросами смутить, поставить в тупик, чтобы посеять у христианина сомнения и отвратить от Бога. И действительно, улучив момент, ехидным тоном он спросил. Вы лучше скажите, откуда в мире появилось зло?»

         А знаете, почему неверующий человек считал свой вопрос таким неотразимым? – Он рассуждал так: «Я, христианка, зная, что Бог первый, изначальный источник Жизни, Добра не скажу, что зло сотворено Богом. Значит скажу: зло от диавола. А он тогда планирует спросить: А в него-то откуда зло попало? Если скажу, что от еще какого-то другого злого, предыдущего, то последует вопрос:   А от кого? – Еще от одного  предыдущего злого… А в того?

         То есть, такие рассуждения ведут к тому, чтобы найти вину в изначальном, но ведь Изначален Бог, и от Него зло не может произойти.

         Или же признать зло равным с добром, изначально существующим, параллельно. Но это же не христианство, а пантеизм…

Если дети дают свой вариант возникновения зла ,рассказывая о том, как впали в грех Адам и Ева.. Надо напомнить, что их ввел в грех диавол – змей.  И вновь поставить вопрос: «А в нем зло откуда?»

 

Учитель.

         Так как же все-таки ответить на этот вопрос? Дело в том, что в рассуждениях спорщика ошибка. Он – то доискивался, кто забросил, заложил зло в первого злого. Но зло не может быть внесено или вложено, потому что не обладает самостоятельным существованием, ведь зло – это только дырка, которая остается после отвержения добра. (Мальчик пришел в убранную комнату, разбросал вещи, беспорядок не внесен из коридора, он – результат разрушения порядка. Так и щедрость – реальная милостыня, а жадность – только отсутствие щедрости)

         Значит, в того, кто самым первым стал злым, зло ниоткуда не залетело.

Далее учитель читает.

Якоб Штрайд.

Как возгордился Денница.

(Из книги «И стал свет»).

Бог и ангелы были в верхнем мире, расположенном  высоко   над нашими звездами. И око Бога светилось в небесах как миллион солнц. Младшие ангелы не могли даже заглянуть в это око, потому что оно было слишком ярким для них. Но старшим  ангелам разрешалось немного посмотреть в око Бога и даже приблизиться к его трону, если они хотели Ему что-то сказать.

Повсюду на небесах разливалась нежная мелодия. Ангелы пели вдохновенные песни, славя Бога. Были ангелы, которые вышивали на синей мантии Бога золотые звезды, были и такие, которые ловили лучи света и лепили из них драгоценные камни... И было кругом благолепие и великое чудо.

Однажды один из старших ангелов, херувим по имени Люцифер (второе его имя Денница) созерцал великолепие небес, рассматривал свои сияющие одежды и подумал: «Как все-таки хорошо быть Богом. Но ведь мои одежды так светлы. В таких сияющих одеждах как у меня, я тоже мог бы сидеть на троне». Когда Люцифер это подумал, к его лбу вдруг подлетело маленькое темное облачко, похожее на паутину. Облачко подобралось к его сердцу и оставило на этом месте пятно на платье. Увидев это, Люцифер испугался, но быстро прикрыл пятно крылом. Когда он полетел дальше по небесам, ему встретился архангел Михаил. Он спросил: «Люцифер, что с тобой? Ты нездоров? И еще у тебя такое темное пятно на одеждах. Люцифер ответил: «У меня легкая тяжесть на сердце, вот и все». Он быстро помчался вниз к младшим ангелам и сказал им: «Сделайте для меня накидку цвета пламени, мне нужно ею кое-что прикрыть». Он получил накидку и прикрыл ею пятно у себя на сердце. Теперь этого пятна никто не видел. Люцифер остался у младших ангелов и спросил их: «Вы поможете мне построить трон? Я сяду на него и стану вашим богом! Ведь вы не смеете подниматься к высочайшему трону, а к моему я разрешу вам приходить когда угодно». Многие ангелы испугались таких слов, но некоторым из них Люцифер настолько понравился, что они согласились. Архангел Михаил явился посмотреть, что делается у Люцифера, и в ужасе принес к Божьему трону весть, что Люцифер строит свой собственный трон. Бог сказал: «Пойди и скажи Люциферу, пусть он разорвет свое сердце, тогда я дам ему другое, новое и светлое. Если он согласится на это, приведи его ко мне. Если же нет, то он получит свой трон, но только не на небесах. Обнажи свой меч и сбрось его с небес». Так говорил Бог. Все это архангел Михаил передал Люциферу, но он уже взбунтовал много ангелов и не захотел нового сердца. Тут же ангелы перестали петь. Вразнобой зазвучали громкие голоса. На небесах задул огненный ветер. Архангел Михаил выхватил свой небесный меч. Молнии сыпались от него. Громовым голосом он крикнул: «Кто верен Богу, пусть встанет рядом со мной!» А Люцифер воскликнул: «Кто хочет попасть вместе со мной на новые небеса, пусть идет ко мне!» Тогда духи разделились на два отряда: с архангелом Михаилом был верхний, с Люцифером - нижний. Люцифер и его ангелы дрались и оборонялись, они не хотели попасть во внешнюю тьму. Но Бог отвел от них свои благодатные лучи. Тогда поблекли красивые краски на их крыльях и одеждах. Темными и отвратительными стали их лица. На пальцах у них выросли когти. Они громко взвыли и под мечом Михаила низверглись в бездну с небес. И Люцифер вместе с ними.

 Так появился темный нижний  мир. Злые духи зажгли там огонек, чтобы согреть замерзшие лапы. Они стали скакать вокруг своего костра, тогда он разросся в большое пламя. Трон же, который они выковали для Люцифера, они поставили на огонь.

 

 

Приводимый далее отрывок может быть и повторением, завершающим беседу о силах зла.

Но если эта беседа была значительно раньше (в догматическом курсе), то этот отрывок может стать повторением  - напоминанием  с которого начинается беседа «Искушение».

Учитель.

Я рассказала вам, откуда в мире появилось зло, кто злым стал самый первый.

Вопрос: О ком я говорю? С кого началось зло?

Вопрос: Некоторые рассуждают так: раз зло вошло в херувима, то оно уже было, значит, зло создал Бог,… Верно ли такое рассуждение? Почему?

До этого как зло появилось в сердце херувима, зла до этого нигде не было, Бог зла не создавал. Зло-то, что остается после отвержения Бога и всего Божьего. Зло не равно Добру. Добро может быть без зла, а зло без добра не может. Примеры.

Вопрос: Почему Денница возненавидел Бога и отверг все Божье?

(Бог дал ему огромный ум. Он восхищался своим знанием, необъятностью вмещаемого. Чтобы показать себя, жаждал установить свое, как лучшее, вместо Божьего).

Дополняя ответы учеников, учитель сравнивает историю Денницы с примером «Травинка».

Вопрос: Какое состояние остается после отвержения всего Божьего?

(Душа – рана, вся борьба, вся она – противодействие).

Учитель.

         То, что я читала вам о Деннице на прошлом уроке – это не из Библии. Это апокриф.

Запись на доске.   АПОКРИФ

Учитель.

         Запомните, что это такое. Библия – совершенная, правда. Апокриф – правда, в сказочной форме, невидимое показано, выражено сказочными придуманными образами,.

Задание.

         Я перечитаю вам отрывки из апокрифа про Денницу. А вам задание разобраться и сказать, что в прочитанном невидимая правда, а что придуманный сказочный образ для показа этого невидимого?

Перечитывание.

         Все-таки хорошо быть богом. Но ведь мои одежды так светлы. В таких сияющих одеждах как у меня, я тоже мог бы сидеть на троне. Когда Люцифер это подумал, На его лбу вдруг появилось маленькое темное облачко, похожее на паутину. Облачко подобралось к его сердцу и остановило на этом месте пятно на платье.

Вопрос: Речь идет о видимом облачке? Что такое облачко? Почему сказано, что облачко перебралось ото лба к сердцу?

Перечитывание.

         Архангел Михаил явился посмотреть, что делается у Люцифера, и в ужасе принес к Божьему трону весть, что Люцифер строит свой собственный трон.

Вопрос: Трон был из дерева, золота, драгоценных камней или речь о чем-то другом?

(Захотел быть центром, из которого исходит и устанавливается все вокруг, устанавливается по его хотению, по его «я».)

Перечитывание.

         Бог сказал: «Пойди и скажи Люциферу, пусть он разорвет свое сердце, тогда я дам ему новое и светлое. Если он согласится на это, приведи его ко мне. Если же нет, то он получит свой трон, но только не на небесах. Обнажи свой меч и сбрось его с небес», Так говорил Бог!

Вопрос: Как вы понимаете, повеление разорвать свое сердце?

(Как прежде отвергал Божье, отвергнуть свою гордыню, свои претензии, отказаться от утверждения своего.)

Вопрос: Что обещал Бог после того, как Денница умертвит, убьет в своем сердце плохое?

(Новое сердце).

Вопрос: Как это понять?

( Восстановление в сердце хорошего.)

Учитель.

Убивание плохого и воскрешение хорошего называется ПОКАЯНИЕ.